РИГА, 10 мар — Sputnik. Сразу же успокоим: в планах Минздрава, по крайней мере пока, не значится закрытие какой-то очередной больницы. Минздраву сейчас не до закрытия больниц: надо бы разобраться с существующими, особенно учитывая, что некоторые больницы, к примеру Даугавпилсская, уже без дополнительной помощи государства выжить не в состоянии. При этом очевидно, что стационарам нужно будет все больше и больше денег. И на то есть по меньшей мере четыре причины, пишет газета "Сегодня".
Население хотя и сокращается (прежде всего в провинции), но при этом стремительно стареет – и это общеевропейская тенденция. А значит, с каждым годом нагрузка на систему здравоохранения будет возрастать, особенно учитывая, что Латвия занимает одно из последних мест по показателю прожитых в относительном здоровье лет. В переводе на простой язык это означает, что в Латвии люди заболевают хроническими недугами в более молодом возрасте, нежели, к примеру, в Германии, Нидерландах, Люксембурге и других богатых странах с очень сильной медициной, с обеспеченным населением, которое имеет средства и желание вкладывать в свое здоровье и вести здоровый образ жизни.
В докладе указывается, что в 2028 году продолжится снижение количества населения во всех "территориях планирования медицинского обслуживания", кроме Рижского региона. Но при этом нагрузка на университетские больницы едва ли будет снижаться.
Чего хочет Минздрав
Констатировано, что в 2022 и в 2023 году, вопреки ожиданиям, число госпитализированных продолжало расти! О чем это свидетельствует?
Во-первых, об ухудшении здоровья населения после пандемии и о росте хронических заболеваний опять-таки в связи с пандемией, когда люди старались лишний раз не обращаться к врачу или когда узкие специалисты вообще были недоступны.
Во-вторых, это свидетельствует и о том, что не оправдались ожидания от амбулаторной помощи. Ее качество и доступность пока еще, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Об этом свидетельствует и такая статистика: 48,8% поступивших в приемные отделения больниц стационируются, а остальные 51,2% направляются – после консультаций, обследований и неотложной помощи – на амбулаторное лечение.
Отметим, что 60% пациентов доставляются в больницы бригадами "скорой", остальные 40% приезжают в стационары сами.
Чего хочет уже в ближайшее время добиться Минздрав? Чтобы в каждом стационаре, даже "простого", 1-го уровня, было круглосуточное отделение неотложной помощи с возможностью получения консультации и помощи врача-интерниста, а также должны быть в наличии следующие работники: медсестра, помощник медсестры, радиолог и (или) помощник радиолога, невролог и возможность пригласить других специалистов – в случае необходимости.
В этом случае после оказания неотложной помощи пациент – в зависимости от его состояния, стационируется в эту же больницу, или его отправляют на амбулаторное лечение, или его перевозят в профильный или в более высокого уровня стационар.
Соответственно, чем выше статус стационара, тем больше и специалистов доступны в режиме 24/7 в отделении неотложной медпомощи. Минздрав намерен выделить дополнительные ассигнования на оплату труда помощника (помощников) медсестры в отделениях неотложной помощи, поскольку сейчас это в смете не предусмотрено и больницы вынуждены оплачивать труд помощника медсестры из других своих ресурсов, что ухудшает и без того неблестящее финансовое состояние стационаров.
Минздрав разработал и критерии качества, которые будут предъявляться больницам – это и оперативность неотложной помощи, и длительность нахождения пациентов в стационаре, и удовлетворенность пациентов качеством обслуживания и лечения, и множество других факторов.
Нелегкая судьба Второй больницы
Примечательно, что недавно большой шум наделало послание главы Минздрава Хосама Абу Мери мэру Риги Вилнису Кирсису (кстати, они оба из одной партии – "Новое Единство") о несоответствии качества услуг, оказываемых роженицам Рижским роддомом. Недоумение вызвало и еще одно заявление министра – о том, что впредь травматологическую помощь надо сосредоточить в Восточной больнице и в больнице травматологии и ортопедии, тем самым лишив госдотаций на лечение травматологических больных Рижскую 2-ю больницу.
В самом докладе Минздрава об этом даже не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что или министр передумал и решил не злить столичного градоначальника-однопартийца, или это планируется сделать уже после – без лишнего привлечения внимания. Например, при составлении и распределении бюджета здравоохранения на следующий год.
Так или иначе, но ясно одно: какие бы изменения в систему медицинских услуг ни вносились, главное, чтобы пациент, где бы он на территории Латвии ни проживал или ни находился в момент болезни, мог получить неотложную медпомощь на должном уровне и оперативно. Не менее важно и действительно улучшать качество амбулаторной помощи – тогда действительно те же отделения неотложной помощи университетских больниц не будут напоминать зачастую отделения поликлиник.
Но в любом случае, надеяться, что болеть в Латвии будут меньше, не приходится – для этого нет никаких предпосылок: ни возрастных (население стареет), ни социальных (у населения нет "лишних" денег на свое здоровье), ни структурно-финансовых (очереди к врачам и на обследования не будут быстро уменьшаться).