РИГА, 4 мар — Sputnik. На заседании комитета стратегического руководства кабмина, которое состоялось в середине февраля, рассматривался отчет Минфина о госкомпаниях, акции которых могут быть размещены на бирже.
Фактически, на биржу готова выйти только авиакомпания airBaltic, поскольку привлечение капитала на бирже на данный момент является единственным реальным планом государства вернуть средства, вложенные в компанию во время пандемии. Остальные компании, акции которых потенциально могут быть размещены на бирже, придерживаются принципа "поживем - увидим".
Низкая рыночная капитализация
На бирже Nasdaq Riga в прошлом году было заключено сделок по торговле акциями или облигациями на сумму 35,7 млн евро, что составляет лишь 6,7% от общего объема торгов балтийских бирж. Лидером с 328,9 млн евро, или 62% от общего объема балтийского рынка, стала Таллинская биржа, за ней следует Вильнюсская биржа с 166 млн евро, или 31,3%.
По рыночной капитализации Рига занимает последнее место в странах Балтии. Неудивительно, что при таких показателях Рижской бирже сложно заинтересовать как новых инвесторов, желающих вложить деньги в латвийские предприятия, так и компании, которые ищут деньги для развития.
Одним из способов стимулирования латвийского рынка капитала является размещение на бирже акций крупных госкомпаний. Если на Рижской бирже начнут работать больше инвесторов, то привлечь их внимание и к другим предприятиям будет гораздо проще. План Минфина предусматривает до 2027 года увеличение капитализации латвийского рынка акций с нынешних 3 до 9% от ВВП.
До сих пор государство поддерживало развитие латвийского рынка капитала больше на словах, чем на деле. Правда, принадлежащие государству компании Latvenergo, Augstsprieguma tīkls, Attīstības finanšu institūcija Altum эмитировали облигации. Облигации — это тоже своего рода кредит, и в конце срока деньги с процентами должны быть возвращены держателям облигаций.
Латвии не удалось эмитировать акции, которые позволили бы государственным компаниям привлечь новый капитал "пожизненно" в обмен на доли капитала.
Правда, ситуация начинает постепенно меняться. Минфин в прошлом году запросил конкретные оценки у других министерств и Рижской думы, чтобы знать, акции каких компаний, принадлежащих РД и государству, могут котироваться на бирже. В плане действий нынешнего правительства говорится, что к 30 марта нужно утвердить соответствующий список компаний.
Сроки выхода на биржу туманны
Список госкомпаний, акции которых в скором времени могут оказаться на бирже, получил статус ограниченного доступа, однако потенциальные кандидаты ясны. Впрочем, не совсем понятно, когда эти предприятия действительно попадут на биржу. А в случае с некоторыми даже неясно, выйдут ли они вообще на биржу, поскольку очевидна и достаточно большая незаинтересованность держателей долей капитала.
Очевидно, что первой такой компанией может стать airBaltic. Решение о первичном публичном размещении (IPO) акций airBaltic может быть принято во второй половине этого года.
Предпосылкой для принятия решения является рефинансирование пятилетних облигаций airBaltic на сумму 200 миллионов евро. Срок действия облигаций истекает в июле, а осенью прошлого года компания отказалась от первой попытки рефинансировать облигации из-за неблагоприятной ситуации на рынке.
"Если история с airBaltic окажется недостаточно хорошей, если ситуация на финансовых рынках будет недостаточно хорошей, из-за эскалации боевых действий или чего-то еще непредвиденного, мы не будем проводить IPO и продолжим нашу работу в прежнем режиме. Именно поэтому на данный момент нашим приоритетом являются облигации, поскольку на рефинансирование также влияют такие обстоятельства, как война или желание глобальных инвесторов инвестировать в страны Балтии.
Конечно, всегда остается вопрос, что произойдет, если IPO не будет проведено во второй половине 2024 года? Тогда мы сделаем это в 2025 году. С точки зрения условий Евросоюза мы можем это сделать хоть до 2027 или 2028 года. Но наша цель - вторая половина этого года. Мы не хотим пробовать и потерпеть неудачу. Поэтому нам понадобится время, чтобы принять это решение", - заявил генеральный директор airBaltic Мартин Гаусс.
Следующей, относительно часто упоминаемой компанией называют Latvijas vēja parki. План действий правительства предусматривает, что Минэкономики должно подготовить документы для привлечения внешнего финансирования, включая размещение акций на бирже до конца октября 2026 года. В Минэкономики на вопрос, насколько далеко продвинулись планы по размещению акций на бирже, ответили, что этот проект пока находится на начальной стадии, поэтому комментировать ситуацию еще рано.
Весьма критично по этому вопросу высказался министр финансов Арвилс Ашераденс, который заявил, что нет смысла продолжать развивать эту ситуацию с дочерним предприятием Latvijas valsts meži, поскольку результатов практически нет. Вместо этого, по его мнению, компании Latvenergo нужно разрешить создать предприятие возобновляемой энергетики Latvenergo Green, аналогичное эстонскому Enefit Green, и продвигать его с целью привлечения финансирования на рынках капитала.
Когда речь заходит о размещении на бирже акций госкомпаний, регулярно упоминаются также Теt и Latvijas mobilais telefons (LMT). Государству принадлежит 51% акций в обеих компаниях, и в течение многих лет у государства были не самые лучшие отношения с другим совладельцем - шведской Telia. Размещение акций на бирже упоминается как одно из решений по изменению структуры акционеров.
"В ближайшие полгода мы должны получить более четкое представление о будущем этих компаний. Сейчас мы проводим тендер на привлечение консультантов, которые помогут нам получить мнение об этих процессах со стороны, а затем вместе с профессионалами мы оценим следующие шаги", - заявил министр экономики Викторс Валайнис.
В свою очередь, министр финансов Ашераденс высказал идею относительно размещений на бирже акций АО Augstsprieguma tīkls. Глава Минфина подчеркнул, что компания нуждается в крупных инвестициях и как строго регулируемая компания будет очень интересна, например, пенсионным фондам, ищущим стабильные инвестиции. Augstsprieguma tīkls управляет стратегически важными сетями электропередачи, поэтому предприятие никогда ранее не упоминалось среди компаний, с которыми государство рассматривало бы возможность разделения собственности.
Одновременно прозвучало и название оператора транспортировки и хранения газа Conexus Baltic Grid, в котором государству через АО Augstsprieguma tīkls принадлежит 68,5%. Правда, глава его правления Улдис Барисс сообщил, что конкретных планов относительно рынков капитала пока нет.
В прошлом году компания Conexus почти завершила подготовку проспекта выпуска облигаций, но в конце года было решено, что ситуация на финансовых рынках не совсем благоприятная, и ничего не изменилось и сейчас. Однако, если в будущем потребуются инвестиции в новые технологии, такие как строительство системы транспортировки водорода, без рынков капитала не обойтись.
Что касается принадлежащих Рижской думе обществ капитала, то первым претендентом на выход на рынок капитала является предприятие Rīgas ūdens. В конце января компания приняла решение заключить соглашение с международным рейтинговым агентством Moody's на определение кредитного рейтинга. Член правления Rīgas udens Агнесе Озолкая говорит, что кредитный рейтинг может быть определен уже в первой половине этого года, а затем компания будет готовиться к выпуску облигаций.
"В этом году, скорее всего, эмиссии облигаций не будет, поскольку сейчас ведется только подготовительная работа", - пояснили представители Rīgas ūdens.
В свою очередь, согласно стратегии муниципального предприятия Rīgas namu pārvaldnieks (RNP), акции этой компании могут быть размещены на бирже в 2026 году. "Главное - стать членом свободного рынка, и тогда мы могли бы работать и над расширением нашего рынка не только в тех пределах, которые у нас сейчас", - заявил глава правления компании Марис Озолиньш, добавив, что RNP мог бы работать не только в других городах, но и в других странах.
Фактор близости России
Однако одно дело – желание привлечь новый капитал, другое – ситуация на финансовых рынках, и она на данный момент не самая радужная.
В случае потенциального IPO вопрос в том, насколько широкий круг инвесторов нужно искать. Если речь идет о странах Балтии, то исход может быть положительным уже сейчас. Однако если IPO компании планируется провести более широко и привлечь гораздо больший круг инвесторов, то дополнительные проблемы играет фактор близости России.
Например, на это указывает глава airBaltic, рассказывая о предыдущей попытке рефинансировать пятилетние облигации авиакомпании на международных рынках. Мартин Гаусс отметил, что инвесторы смотрят сейчас на такие факторы, как война и геополитические риски.
"Это был главный вопрос, когда мы впервые хотели рефинансировать облигации. Риторика о войне настолько негативна, что инвесторы, особенно с Запада, очень высоко оценивают этот риск. Я не думаю, что такой риск существует для нас как страны НАТО, потому что мы очень хорошо защищены, но финансовые институты смотрят на этот вопрос по-другому", - признал Гаусс.
Балтийский опыт и деньги
В настоящее время Латвия — единственная из стран Балтии, где акции государственных и муниципальных компаний вообще не котируются на бирже. Правда, не все компании Балтии вышли на биржу в результате IPO — акции оставались в биржевых списках как со времени приватизации в 1990-е годы, так и в случае с литовскими Litgrid и Amber Grid, которые появились в результате разделения ранее котирующегося на бирже газового монополиста Lietuvos Dujos.
Однако с начала 2000-х годов соседние с Латвией страны с некоторой регулярностью проводят IPO государственных или муниципальных компаний, привлекая новые средства с рынка капитала. Самым крупным на данный момент стало IPO литовской энергетической компании Ignitis Grupe, которое смогло привлечь 450 миллионов евро.