РИГА, 3 мар — Sputnik. На сегодняшние цифры грузоперевозок без слез невозможно смотреть – особенно министру финансов, к которому регулярно теперь обращаются за выделением из госказны (чаще всегда из фонда непредвиденных расходов) очередных миллионов на поддержание инфраструктуры железной дороги, пишет газета "Сегодня".
Подсчитали – прослезились
В это трудно уже поверить, но ведь были времена, причем относительно недавние, когда руководство "железки" ломало голову над тем, как бы обеспечить прохождение такого количества грузов! Такую же сложную задачу пытались решить в "золотые годы" и все три ключевых латвийских порта.
Так, Рижский порт свой рекорд в новейшей истории побил в 2014 году, когда за год перевалка грузов составила 41,1 миллиона тонн. Порт латвийской столицы вообще совершил волшебную эволюцию, ведь еще в 90-е годы он перегружал в среднем около 6-7 миллионов тонн!
Эх, были времена!
Вентспилсский порт свой рекорд по объему перевалки установил еще в 1996 году – 35,7 миллиона тонн. Но и в 2012-м объем перевалки в Вентспилсском порту выглядел очень даже прилично – 30,3 миллиона тонн. Вообще 2012 год стал просто годом расцвета транзитной отрасли ЛР – общий объем перевалки грузов в трех портах за год достиг 73,8 миллиона тонн.
Но все это уже в прошлом. Фактически начиная с 2015 года, то есть после введения еще санкций за Крым и ухудшения отношений с Россией, грузопоток неуклонно падал. И в итоге латвийские порты установили уже антирекорд – Рижский порт за год перегрузил только 18,8 млн тонн, а Вентспилсский порт – 10,4 млн тонн. Таких плохих показателей у Вентпилсского порта не было никогда.
Три главные причины провала
В чем же причины провала транзитной сферы? Вот три главные из них.
Первая – геополитическая ситуация и санкционная война. Еще и до событий 2022 года Россия усиленно развивала свои порты на Балтике, пытаясь если и не полностью свернуть транзит на латвийском и литовском направлении (Клайпеда), то по крайней мере диверсифицировать транспортировку своих грузов. Понятно, что после начала санкционной войны Россия, по существу, "оставила" на латвийском направлении лишь уголь и зерно.
Вторая причина – неготовность властей и самих представителей транзитной отрасли "перестроиться" и искать какие-то новые грузы и направления. Справедливости ради заметим, что это сделать весьма непросто, учитывая необходимость согласовывать с той же Россией транспортировку грузов, например, в Среднюю Азию.
Третья причина – власти "догадались" в период начала кризиса в транзитной сфере затеять реформу управления портами. Горе-реформу осуществляло первое правительство Кариньша под нажимом тогда отвечавшей за Министерство сообщения Новой консервативной партии.
Сперва, напомним, из управления и собственников портов выкинули самоуправления, а затем неудачно пытались создать на базе портов некие новые акционерные общества. Это только создало ненужный хаос и распугало потенциальных клиентов. Было наивно ожидать чего-то другого. Кстати, реформа так до конца и не завершилась. И, похоже, что уже и не завершится – с учетом возражений и входящего в правящую коалицию Союза зеленых и крестьян.
Оптимистичный министр
Судя по всему, лишь нынешний министр сообщения Каспарс Бришкенс ("Прогрессивные") не теряет оптимизма: он поручил разработать некую новую модель оживления транзита. По его словам, "грузы должны заговорить на английском языке" – он надеется привлекать грузы из Скандинавии и других западных стран и далее через латвийские порты отправлять в Среднюю Азию, в Китай и т. п. Что ж, план весьма интересный, но опять-таки пока выглядит достаточно фантастически.
Более реалистично настроенные политики говорят об окончательном закате отрасли транзита и логистики и выступают за дальнейшее превращение портовых территорий в промышленные зоны. "На нас опустился железный занавес, причем опустился на долгие, долгие годы", – заметил один из депутатов Сейма, имея в виду противостояние Запада и России.
Сфера транзита пережила многое, но, похоже, действительно нынешний кризис – это надолго. Очевидно также, что теперь государству придется регулярно дотировать предприятие "Латвияс дзелзцельш", чтобы оно могло хотя бы поддерживать инфраструктуру.
Жизнь взаймы
Дотации стали бы вообще умопомрачительными, если бы самые радикально настроенные политики добились и блокировки Латвией транзита российского зерна и зерновых продуктов.
Пока правительство лишь планирует ограничиться запретом ввоза зерна из России и Беларуси на внутренний рынок. То есть транзитные перевозки власти трогать не будут. Это позволит избежать многомиллионных убытков.