РИГА, 28 фев — Sputnik. Год назад украинский парламент направил письмо в Сейм и правительство Латвии с предложением актуализировать вопрос о запрете импорта сжиженного нефтяного газа российского производства. Однако немедленного результата не было.
Импорт трубопроводного газа был запрещен в позапрошлом году, а в 2023 году других энергоносителей – пропана, бутана и различных смесей этих и других углеводородов из России было импортировано на сумму 136 млн евро: эти суммы на десятки миллионов превышают стоимость пресловутого импорта зерновых. Почти треть этого объема введена в обращение в Латвии, включая государственные и муниципальные закупки. Остальная часть пошла на экспорт, передает LSM.
По данным Службы государственных доходов, объем углеводородов, потребляемых в Латвии, в прошлом году составил 102 тысячи тонн – более чем на треть больше, чем годом ранее. Доля импорта из других стран составила лишь около 14,4% от общего объема импорта, то есть Латвия в основном использует сжиженный пропан, бутан и другие смеси углеводородов из России. В статистике потребление делится на транспорт, промышленность и строительство, домашнее хозяйство и другие отрасли.
Экспорт из Латвии увеличился почти вдвое
На уровне Евросоюза решение о включении сжиженного нефтяного газа в список подсанкционной продукции было принято только в конце прошлого года, и предусмотрен переходный период еще на год. Между тем импорт углеводородов из России в Латвию в 2023 году достиг беспрецедентного объема – 351 тыс. тонн. Согласно данным СГД об обороте нефтепродуктов, в январе – ноябре 2023 года экспорт вырос на целых 98,9%, по сравнению с тем же периодом 2022 года.
В период с января по октябрь более 85% сжиженного нефтяного газа в Латвию импортировано из России, то есть непосредственно из Латвии экспортировались нефтепродукты российского происхождения, причем в значительно большем объеме, чем в 2022 году. Их экспортировали как в страны ЕС, например в Польшу и Чехию, так и в третьи страны, включая Украину.
"Мы последовательно выражали свою позицию"
Журналисты выяснили, что ответ на письмо украинских парламентариев от февраля 2023 года с призывом рассмотреть возможности запрета на ввоз сжиженного нефтяного газа готовит МИД. Согласование с другими ведомствами длилось несколько месяцев, министерство климата и энергетики согласовывало его до 28 апреля 2023 года.
Обсуждение запрета между странами Балтии – уже по инициативе Минэнерго Литвы – продолжилось летом прошлого года. "Обсуждение ограничения импорта сжиженного нефтяного газа из России на уровне госуправления стран Балтии началось 7 июня 2023 года по предложению представителя Минэнерго Литвы", – рассказали в Министерстве климата и энергетики Латвии.
На вопрос, когда была подтверждена позиция Латвии о включении сжиженного нефтяного газа в список подсанкционных товаров, в МИД ответили: "Латвия последовательно придерживается позиции жесткого санкционного давления на Россию и в рамках этой позиции поддержала введение санкций в отношении сжиженного нефтяного газа". В неформальных переговорах между странами этот вопрос обсуждался уже в 2022 году, но единогласной поддержки, необходимой для принятия санкций, тогда не получил.
"Нет оснований сразу предполагать, что он пришел из России"
По данным таможни, в 2023 году товары, отмеченные кодом комбинированной номенклатуры 2711 ("Нефтяные газы и другие газообразные углеводороды" — ред.), в Латвию из России для свободного обращения ввезли восемь торговцев. Пропан и бутан являются нефтепродуктами, поэтому, по крайней мере теоретически, страны с нефтепереработкой являются потенциальной альтернативой. В 2023 году наибольший импорт из других стран был из Литвы (на общую сумму почти 10 млн евро) и Финляндии (на 1,66 млн евро). То есть общая стоимость импортируемых из этих стран товаров не достигает и десятой части стоимости российского импорта углеводородов.
Объем этих продуктов в общем энергетическом балансе относительно небольшой – всего около 5% от общего потребления энергоресурсов в Латвии, но ими по-прежнему пользуются как самоуправления, так и предприятия госкапитала. На основании данных о госзакупках Министерство климата и энергетики пришло к выводу, что в прошлом году сжиженный нефтяной газ приобрели самоуправления Южно-Курземского, Талсинского, Тукумского, Цесисского, Баусского, Ропажского, Даугавпилсского, Салацгривского, а также Елгавского края и Елгавы, ГАО Latvijas Valsts meži, Latvijas Autoceļu uzturētājs и Latvijas dzelzceļš, Рижская Восточная клиническая университетская больница, Детская университетская клиническая больница, государственный центр социальной опеки Latgale и несколько муниципальных предприятий.
"Вышеупомянутые муниципальные учреждения используют нефтяной газ, но нет оснований сразу предполагать, что он поступил из России или Беларуси", - заявила представитель Министерства климата и энергетики Байба Екабсоне. Однако на сайте Бюро по надзору за закупками (БНЗ) и в Системе электронных закупок видно, что в тендерах на поставку пропана регулярно участвуют и выигрывают компании Latvijas Propāna gāze и Intergaz – лидеры рынка, имеющие деловые связи с Россией на протяжении многих лет. Часто эти две компании или одна из них становятся даже единственными участниками закупки, подавшими заявки. Например, в ноябре 2023 года единственным участником тендера на поставку пропана на муниципальные кладбища, организованного департаментом жилищного хозяйства и окружающей среды Рижской думы, стала компания Latvijas Propāna gāze, которая в прошлом году была наказана за попытку нарушения международных санкций, установленных ЕС.
Хотя БНЗ публично подтвердило, что в закупках товары российского происхождения могут быть ограничены, в положении тендера о закупке в Риге условие о том, что поставляемый пропан не должен быть российского происхождения, включено не было. Исполняющий обязанности начальника отдела внешних коммуникаций Рижской думы Мартиньш Вилемсонс пояснил, что закупочная комиссия это требование не учла. "Такой запрет можно установить только нормативными актами, а не требованиями положения о закупках", - признал представитель городской думы, уточнив, что 30 ноября закупочная комиссия проверила соответствие Latvijas Propāna gāze требованиям положения о закупке и установила: компания требованиям соответствует.
"Письменно заверили, что данный газ не был куплен у России"
Министр внутренних дел Рихардс Козловскис в обсуждении ведомственных закупок пропана 21 февраля этого года заявил: имеются сертификаты, подтверждающие, что поставляемый пропан - не российского происхождения.
Осенью прошлого года Latvijas Propāna gāze и Intergaz участвовали в закупке, организованной Агентством гособеспечения МВД, на поставку пропана на объекты агентства в Рижском, Видземском, Земгальском, Курземском и Даугавпилсском регионах. Тендер выиграла компания Latvijas Propāna gāze. Договоры с этой компанией, которые хранятся в системе электронных закупок, не содержат требования о том, что поставляемый пропан не должен быть российского происхождения. Однако эксперт в области коммуникаций Департамента внутреннего контроля Агентства гособеспечения Вендия Пикше-Кучма заявила: "В технической спецификации требование указывать страну происхождения газа не выделено, включая информацию по требованиям к качеству и необходимому объему, этот вопрос рассматривался при оценке заявок, представленных в процессе закупки. Всем заявителям было предложено предоставить информацию о стране происхождения газа пропана".
В прошлом году предприятие Latvijas Propāna gāze и его руководство были оштрафованы за попытку нарушить санкции, введенные ЕС против Беларуси. В частности, почти два года назад коммерческий директор и член правления компании пытались оплатить счет белорусской компании за продажу баллонов со сжиженным газом на сумму 64 008 евро. Банк отказался оплачивать сделку, но через несколько дней коммерческий директор и член правления компании изменили реквизиты в ранее выставленном счете и повторно передали счет на исполнение в кредитную организацию. Деньги переведены не были. По оценке Рижского районного суда, действия коммерческого директора компании "непосредственно направлены на умышленное нарушение санкций ЕС путем совершения сделок с товарами, подпадающими под санкции".
На вопрос, оценивала ли закупочная комиссия репутацию заявителя, учитывая тот факт, что в прошлом году Latvijas Propāna gāze была наказана за нарушение санкций, Пикше-Кучма ответила: "Закон о публичных закупках определяет условия исключения и порядок их проверки, но в указанном законе не предусмотрена оценка репутационного риска. Более того, даже если такой риск был выявлен, заказчик в соответствии с положениями закона о государственных закупках не имеет права отклонить поданные заявки по причинам, не определенным законодательством. Поэтому оценка репутации претендентов, даже если и проводится в закупочных комиссиях, не дает желаемого результата – исключения претендента из процедуры закупки".
Среди предпринимателей единого мнения нет
Ряд топливных ретейлеров публично заявили, что в своих сетях автогаз российского производства не продают.
"В соответствии с договором поставщик обязан обеспечить, чтобы поставляемая продукция не производилась на территории Российской Федерации", - заявила Ундине Плриекуле, руководитель отдела коммуникаций сети АЗС Virši, отвечая на вопрос, как обеспечивается отказ от газа российского происхождения.
Гатис Титовс, представитель предприятия Circle K, утверждает, что к каждой поставляемой партии прилагается сертификат страны происхождения топлива: автомобильный газ поставляет ООО Latvijas Propāna gāze, с которым заключен договор о сотрудничестве. Согласно договору, продавец подтверждает, что поставляемый газ не производится на территории Российской Федерации. К каждой партии прилагается сертификат с декларацией страны происхождения топлива, например Евросоюз или Норвегия.
Правда, торговцы не могут проверить происхождение продукции или подлинность сертификатов происхождения. "Каждый счет на поставку бензина и дизельного топлива включает письменное подтверждение от поставщика о том, что продукт не произведен в РФ", - подчеркнули в Circle K.
Также среди действующих в Латвии торговцев топливом нет единого мнения относительно продажи сжиженного нефтяного газа российского производства, признала Иева Лигере, исполнительный директор Латвийской ассоциации торговцев топливом. По ее словам, ассоциация не обсуждала возможное влияние санкций ЕС на цены на автогаз в будущем.
На рынке газовых баллонов, судя по информации Центра по защите прав потребителей, крупнейшими игроками являются и Intergaz – газовые баллоны, поставляемые этими предприятиями, доступны в 663 и 435 торговых точках. На газовых баллонах, поставляемых Latvijas Propāna gāze в нескольких точках продаж, страна происхождения газа не указана.
На вопросы журналистов о происхождении импортируемого газа обе компании не ответили.