РИГА, 20 фев — Sputnik. Минсообщения опубликовало данные об основных показателях деятельности железных дорог и портов в минувшую пятницу, а в понедельник попыталось всех утешить словами о том, что "оборот в отдельных портах и грузовых сегментах в начале года увеличивается", что не отменяет вывода о сокращении общего объема грузов, пишет Neatkarīgā.
На этот раз ведомство обошлось без таких напутствий, которые от имени министра Каспарса Бришкенса сопровождали публикацию показателей 2023 года в транзитном бизнесе. Глава Минсообщения тогда заявил: "Сегодняшнюю ситуацию в портовой отрасли следует воспринимать как платформу для перемен в сторону улучшения", добавив, что нужно развивать "производства с высокой добавленной стоимостью и совершенствовать каналы товарооборота". Примерно так же Бришкенс высказался 8 февраля в Сейме в ответ на выдвинутые требования об отставке, которые среди прочего обосновывались почти катастрофической ситуацией в сфере грузовых перевозок. Тогда министр заявил: "Давайте искать новые англоязычные грузы (да , именно так он и сказал – авт.), чтобы соединить Западную Европу, Северную Европу, Северную Америку с Каспийским регионом, Кавказским регионом, Средней Азией и Дальним Востоком".
Правящая коалиция, конечно, своего министра уберегла, хоть он и не смог ответить на вопрос экс-министра сообщения Айнарса Шлесерса – как получить или отправить груз в любой из перечисленных Бришкенсом регионов, минуя Россию и Беларусь, с которыми Латвия борется в санкционной войне, в том числе – и на фронте транзитного бизнеса.
Российское зерно
По сравнению с январем 2023 года количество грузов в отдельных сегментах выросло. О, как приятно выделить Лиепайский порт, где переваленные в январе 693,2 тыс. тонн означают рост на 19,3%.
Что сделано, то сделано. Объем грузов в Лиепае в январе положительно скажется на показателях 1-го квартала этого года, в меньшей степени – на показателях всего 2024 года, хотя ассортимент грузов ясно дает понять – рост или хотя бы стабильность на протяжении всего года этим не обеспечишь. Дело в том, что объем грузов вырос за счет увеличения на 48,3% перевалки зерновых, в том числе – за счет обслуживания российского зернового экспорта. Также имеются данные, что и в Вентспилсском порту объем зерновых грузов увеличился на 12,7%.
Латвия не нарушала санкции против России, которые не закрывают мировые поставки зерна, но сегодня в Сейме готовятся поправки к закону о сельском хозяйстве и развитии села с целью запретить импорт российского зерна в Латвию. То есть это очередной удар по Латвийским железным дорогам, не по портам. Правда, аннотация поправок гласит, что "необходимо сделать все, чтобы остановить финансирование военной машины сейчас и в будущем", и это даже больше относится к приостановке транзита российского зерна, чем к запрету импорта, поскольку в мире Россия продает намного больше зерна, чем в Латвии.
Объем грузов в Лиепае вырос также из-за увеличения оборота древесной щепы на 74,6%. Если это не транзит древесины из России и Беларуси, то это перераспределение того же количества грузов между латвийскими портами, поскольку запасы древесины и возможности вырубки Латвии никак нельзя назвать неограниченно большими.
Вентспилсский порт настроен решительно
Если тенденции января сохранятся еще несколько месяцев, в списке крупнейших латвийских портов Вентспилс и Лиепая поменяются местами. После падения объема грузов на 47,1% в Вентспилсе осталось 833,5 тыс. тонн, что лишь немногим больше тех 693,2 тыс. тонн, которых добилась Лиепая с ростом на 19,3%.
На фоне Вентспилса и Лиепаи Рижский порт сохранил лидерство с объемом грузоперевозок 1,727 млн тонн. Сокращение этого объема на 3,1% можно назвать колебаниями небольшой амплитуды. Общий объем грузов практически сохранился, заменив уголь, которого в январе этого года в порту вообще не было, древесиной, сельхозпродукцией и контейнерными грузами. Проделана хорошая работа, но проблемы с зерном и лесом в Риге такие же, как и в Лиепае.
Реальная ситуация в Вентспилсе не так катастрофична, хотя падение объема грузов на 47,1% такое впечатление создает. Сравнение января этого и прошлого года исключает сезонные колебания, но в данном случае сравниваются данные с первыми месяцами 2023 года, когда еще не вступили в силу санкции в отношении экспорта российской нефти. Накануне вступления в силу санкций перевозки российской нефти и нефтепродуктов достигли пика, и было бы некорректно сравнивать январь этого года и январь 2023-го. В Управлении Вентспилсского порта указывают, что данные за январь следует сравнить с декабрем, и получается, что объем грузов сохранился. Бюджет управления свободного порта составлен таким образом, чтобы расходы на содержание порта можно было покрыть за счет доходов от судов, которые перевозят в общей сложности 9 млн тонн грузов. Январские 833 500 тонн, умноженные на 12 месяцев, дадут ровно 10 млн тонн грузов, оставив один миллион тонн как гарантию того, что порт не разорится. Тревожиться можно, если станет ясно, что в этом году 9 млн тонн грузов через Вентспилсский порт не пройдут.
Выживет ли железная дорога с запланированными дотациями?
Сокращение на 20,8% объема грузов LDz можно хотя бы частично объяснить причинами, упомянутыми выше, – графиком санкций, введенных в отношении российской нефти и нефтепродуктов. В январе объем грузов LDz составил 1,121 миллиона тонн – в пять раз меньше, чем несколько лет назад. На момент потери грузов LDz удалось договориться с государством, которое обязалось выплатить предприятию разницу между расходами на содержание путей и доходами от пользователей инфраструктуры (владельцев грузов). Что касается транзитных грузов, Латвия не может повышать тарифы в зависимости от суммы затрат на содержание путей, поскольку тогда страна потеряет и оставшийся транзит. Кроме того, тарифы на внутренние перевозки должны сохраниться на разумном уровне, чтобы LDz не проиграла конкурентную борьбу с автотранспортом.
В компании Latvijas Dzelzceļš не смогли сказать, останется ли после сокращения объемов перевозок достаточный оборотный капитал, за счет которого предприятие сможет пару лет продержаться, пока будет рассчитан баланс доходов и расходов за 2024 год. Вероятно, государство все еще должно предприятию за дефицит прошлых лет, но вопрос в том, сможет ли LDz выжить в этом году, не получая незапланированных дотаций.