РИГА, 19 фев — Sputnik. По данным ЦСУ Латвии, опубликованным в ноябре прошлого года, с января по сентябрь 2023 года доля пяти крупнейших партнеров Латвии по экспорту — Литвы, Эстонии, Германии, Швеции и Российской Федерации — составила 48,7% от общей стоимости экспорта. Это на 0,4 процентного пункта больше, чем за аналогичный период 2022 года, пишет газета "Сегодня".
На экспортно ориентированные экономики существенно повлияло изменение процентных ставок. Если посмотреть на возможное развитие событий в 2024 году, становится ясно, что Европа столкнется с дилеммой, начать ли снижение процентных ставок уже в начале года или оставить его на вторую половину года.
По сути, есть три возможных сценария:
1) рынок ожидает, что процентные ставки начнут снижаться уже в марте – апреле;
2) коммерческие банки полагают, что это произойдет не раньше августа – сентября;
3) организация экономического сотрудничества и развития прогнозирует, что процентные ставки в Европе начнут снижаться лишь в начале 2025 года.
Крепкий евро, вялый доллар
Изменения процентных ставок напрямую влияют на курс валют. Если прогнозы подтвердятся и Федеральная резервная система США начнет снижать процентные ставки уже в первой половине 2024 года, а ЕЦБ не сделает этого до конца 2024 или начала 2025 года, то, исходя из простой экономической логики, курс евро по отношению к доллару США начнет расти.
Это, в свою очередь, окажет негативное влияние на экономику крупнейших экспортеров Евросоюза, особенно Германии. Следует отметить, что в прошлом году в Германии была зарегистрирована рецессия, поскольку цены на энергоносители стабилизировались на высоком уровне, и это напрямую затрагивает те компании, для которых затраты на энергию составляют большую часть себестоимости производства.
К сожалению, это вызывает цепную реакцию. Проблемы в экономике Германии негативно влияют на экономику скандинавских стран, что отражается и на странах Балтии. Есть основания полагать, что если Германия скорректировала свои экономические показатели в сторону понижения, то и страны Северной Европы сделали то же самое.
Бедные шведы
Разница между Швецией и Финляндией в основном обусловлена курсом валют. Стоимость шведской кроны по отношению к евро резко упала, что помогло смягчить экономический спад в Швеции и сохранить конкурентоспособность шведских компаний. Однако высокие процентные ставки оказали существенное влияние на рынок недвижимости, который переживает спад.
Хотя слабый курс шведской кроны дает стимул шведской экономике, экспортеры и поставщики из стран Балтии сталкиваются с большими проблемами, поскольку высокий курс евро делает продукцию латвийских предприятий слишком дорогой для шведов. Это болезненно ощущают как латвийские, так и эстонские строители деревянных домов.
У Финляндии схожие проблемы, но, будучи членом еврозоны, она не имеет возможности сама влиять на курс валют. Частные инвестиции в жилищное строительство в 2023 году уменьшились на 12%, в 2024 году также прогнозируется снижение.
И в Швеции, и в Финляндии уменьшились инвестиции и частное потребление, тогда как сбережения домохозяйств увеличились. Неуверенность в будущем велика.
Эстонцы теряют работу
Текущие прогнозы показывают, что среди стран Балтии лучшие показатели у Латвии, худшие у Эстонии. В 2024 году в Латвии и Литве прогнозируется экономический рост почти на 2%. В декабре Центральный банк Эстонии Eesti Pank прогнозировал, что экономическое благосостояние Эстонии снизится на 0,4%. По оценкам Bigbank, этот прогноз даже слишком оптимистичен.
Латвия и Литва позитивно настроены в отношении развития рынка труда, а в Эстонии прогнозируется рост безработицы. В Литве и Латвии безработица сохранится на уровне 6,3–6,5%, а в Эстонии, по прогнозам Eesti Pank, в 2024 году достигнет 9%.
Возможно, текущие прогнозы в Латвии и Литве также слишком оптимистичны, поскольку проблемы в странах Балтии схожи. Сократились промышленное производство, экспорт, импорт, оборот торговли и туризм, строительная отрасль пережила спад. Дальнейшие результаты во многом будут зависеть от ситуации у наших партнеров по внешней торговле.