РИГА, 16 фев — Sputnik. Глава LMT Юрис Бинде также является одним из руководителей Латвийской конфедерации развития индустрии и активным популяризатором искусственного интеллекта (ИИ). О том, какое будущее ждет эту технологию, он рассказал изданию Kontext.
В марте 2023 года была одна неделя, в течение которой появилось множество разных новостей в связи с ИИ. В этом нет ничего удивительного, поскольку к любой новой технологии (в свое время нечто подобное происходило и с 5G) относится так называемая кривая развития технологий Гартнера, которая обычно начинается с чрезвычайно высоких ожиданий. Ажиотаж становится огромным, затем наступает некоторое насыщение, за которым следует долина разочарований, поскольку многое из того, на что мы рассчитывали в этих своих завышенных ожиданиях, оказывается совсем не таким.
После прохождения этой долины разочарований начинается постепенное (нормальное) развитие технологии, о которой идет речь. ИИ не является исключением. В марте прошлого года это стало ясно.
Сейчас ажиотаж прошел, и все стабилизировалось. Общество и эксперты начинают спокойно анализировать, в чем заключаются плюсы и минусы ИИ. Есть вещи, на которые нужно смотреть очень внимательно, потому что есть страны и структуры, которые используют ИИ в не очень хороших целях. Например, для создания таких deep fake, как синтезирование голоса, которое используется для различных афер, чтобы выманить у людей деньги и так далее. Но от всего этого есть противоядия.
Первое и главное — это здравый смысл. Если у нас не будет естественного интеллекта, искусственный интеллект нам не поможет.
Сейчас мы находимся на этой фазе нормального развития. Уже сегодня во многих вопросах искусственный интеллект может принести положительный эффект. Мы уже используем его в нескольких местах.
Например, на Рижском международном автовокзале, где система диспетчеризации автобусов основана на системе распознавания номеров в сочетании с элементами синтеза голоса (в сотрудничестве с Tilde).
Другое направление — компьютерное зрение, которое используется для идентификации автомобилей, пересекающих дорогу на красный свет. Такая система уже установлена в Лиепае, на перекрестке улиц Улиха и Робежу, где раньше происходило много аварий с серьезными последствиями. Несколько таких систем в тестовом режиме установлены и в Риге. Эти системы уже экспортируются, а две установлены в городе Граце, в Австрии.
ИИ быстро продвигается в анализе рентгенограмм и данных магнитного резонанса, и эта диагностика может быть даже более точной, чем у врача-рентгенолога.
Высказывать прогнозы всегда очень опасно. Даже очень авторитетные люди в свое время совершали серьезные ошибки. И Билл Гейтс, и другие. И все же я думаю, что эмоциональная интеллигентность и чувства у ИИ еще долго не появятся.
Прежняя мировая история и наука биология свидетельствуют, что только живые существа обладают интеллектом и эмоциями. У машин их нет... Хотя они слышат. Например, к своему автомобилю нужно относиться хорошо, ухаживать за ним, заботиться о нем, его нельзя ругать, и тогда он будет служить вам верой и правдой. Это может показаться смешным, но люди, которые так поступают, очень довольны своими автомобилями.
ИИ уже сегодня может написать сценарий, и в будущем сможет делать это еще лучше, потому что адаптивная программатура, алгоритмы позволяют быстро обучаться. Но алгоритм не может знать больше того, что в него заложено.
Я думаю, что возможности ИИ можно очень хорошо использовать для создания массива информации для любой подобной работы. Это может быть сценарий, магистерская работа, кандидатская диссертация или что-то в этом роде. Для этого необходима база данных, которую ИИ может легко создать в огромных масштабах.
Это не означает, что в таких работах следует использовать сгенерированный ИИ текст, потому что в любом случае этот текст должен быть пропущен через человеческий разум (перечитан). Иначе в этих текстах могут появляться самые разные странности.
Каждая индустриальная революция приводила к серьезным изменениям на рынке труда. Это уже четвертая индустриальная революция, и она тоже к этому приведет. Интересно, что ни одна из индустриальных революций не привела к росту безработицы. То есть большинству людей, несмотря ни на что, удалось переобучиться и адаптироваться к новым требованиям.
Поэтому я не хотел бы предсказывать, какие новые профессии появятся через пять лет, но я могу с достаточной степенью уверенности сказать, что нужно будет знать и через пять, и через десять, и даже через двадцать лет. Это базовые знания. Это математика, физика, химия. Это три основные науки, которые объясняют, как устроен мир. Плюс философия и языки. Эти предметы всегда будут вам нужны. Эти пять вещей — самые важные, их нужно изучать постоянно.