РИГА, 15 фев — Sputnik. После ввода антироссийских санкций ЕС Латвия стала крупнейшим экспортером вина и виски в Россию. О том, кто и как использует страны Балтии для транзита алкоголя и кому это выгодно, рассказывает TVNet.
В 2023 году Латвия стала для России основным поставщиком виски. За первые девять месяцев прошлого года Россия импортировала его на сумму 244 млн евро. По данным РИА Новости, три четверти поставок виски в РФ на сумму 177 млн евро были осуществлены Латвией. На втором месте - но с большим отрывом - Литва, которая экспортировала в РФ виски на сумму 27 млн евро.
Латвия также продала России вино на сумму 73 млн евро, тем самым потеснив крупнейшего производителя вин в мире - Италию, которая в период с января по август 2023 года поставила в РФ вино на сумму около 68 млн евро.
Всего из Латвии в Россию до декабря 2023 года было экспортировано товаров на сумму свыше 1,1 млрд евро. Почти половину экспорта составляют напитки, алкоголь и уксус.
По большей части алкогольные напитки, которые экспортирует Латвия в Россию, - не местные, а продукция с предприятий Западной Европы, которые зарегистрированы в Латвии. Это признают представители латвийской Ассоциации алкогольной отрасли.
"Судя по всему, существуют крупные западноевропейские предприятия, которые используют Латвию как своего рода дистрибьюторский центр, - говорит Матисс Мирошников, экономист Банка Латвии. - То есть речь идет не о производстве латвийской продукции, а о реэкспорте".
Почему же в таможенной статистике страны Балтии фигурируют в качестве страны-производителя?
"Если раньше в документах значилось, что импорт в Россию осуществлялся через Латвию и Литву, то теперь эти балтийские страны выступают в качестве цели - стран, куда поступает экспорт. И уже оттуда осуществляются дальнейшие поставки в Россию", - поясняет президент российской компании "Ладога" - крупного дистрибьютора и импортера алкоголя - Вениамин Грабар.
Таким образом, логистические цепочки не изменились. Это все те же производители, которые поставляют в Россию свою продукцию, но только теперь в их документации фигурирует Латвия - как страна, куда направляется экспортная продукция. Обо всех таможенных процедурах поставок из ЕС в Россию, включая подготовку документации, заботятся латвийские партнеры.
Экспорт алкогольной продукции, которая не относится к предметам роскоши, не противоречит антироссийским санкциям ЕС. Но то, что Латвия используется как дистрибьюторский центр, показывает, что западноевропейские фирмы опасаются ущерба для своей деловой репутации, если будут поставлять товары напрямую в Россию, считает Маттис Мирошников.
Для других фирм речь вообще идет об их существовании: "У некоторых фирм клиентами являются только Россия и Беларусь. Поэтому они не хотят и не могут просто так прекратить работу".
Рост торговли алкогольной продукции с Россией резко контрастирует с политическим курсом стран Балтии - Литва, Латвия и Эстония особенно сильно настаивали на введении санкций против России. Таким образом, в Латвии сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, блокировка России, ее культуры и языка. С другой - нарастающий экспорт в РФ с целью получения выгоды.
До 2021 года в России действовал запрет на ввоз в страну импортной продукции без специальных федеральных марок. Их наносили либо сами зарубежные производители, либо партнерские склады в ЕС, преимущественно Латвии. Но недавно российская таможня рекомендовала ускорить перенос маркировки импортного алкоголя акцизными марками на территорию РФ, сообщает РБК.
Начальник Центральной акцизной таможни (ЦАТ) Федеральной таможенной службы Игорь Ерошин провел с импортерами алкоголя встречу, посвященную ходу эксперимента по маркировке ввозимого в Россию спиртного. По данным источников, в ЦАТ недовольны тем, что значительная часть алкоголя продолжает маркироваться за пределами страны.
С 2021 года в России был запущен эксперимент по нанесению специальных федеральных марок уже на территории страны. Изначально он проводился только в Калининградской области, но в 2022 году его расширили на всю страну и продлили его сроки до 1 мая 2024-го.
Это решение объяснялось тем, что использование балтийских складов несет собой риски, "связанные с формированием логистической цепочки поставок, обеспечением дополнительного страхования грузов", а также приводит к дополнительным расходам из-за повышения стоимости нанесения маркировки или вообще угрозе отказа в услуге в западных странах.
Однако в России количество организаций, оказывающих услугу по нанесению марок на импортный алкоголь, и, соответственно, мощности специализированных складов сильно ограничены, поэтому стоит это примерно на 20–30% дороже, чем в Латвии, где существует целый кластер, говорит исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин.