РИГА, 14 фев — Sputnik. Понадобилось всего несколько дней протестов фермеров, чтобы власти ЕС отказались от своих "зеленых" целей, пишет Politico.
Протестующий фермер Дэмиен Раде, представитель фермерского профсоюза FNSEA, дал прямое послание политикам, возглавляющим Францию и Евросоюз. Он потребовал "остановки и отмены" строгих экологических стандартов ЕС и защиты от импортной конкуренции, включая прекращение того, что он назвал массовым импортом продуктов питания с Украины.
"Нам нужно больше внимания со стороны государства к тем, кто работает, чтобы нас прокормить", — сказал Раде.
За считаные дни президент Эммануэль Макрон и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен полностью капитулировали перед группой, которая во Франции составляет всего 1,5% населения. Отказавшись от многолетней работы над своей экологической программой, фон дер Ляйен отменила правила зеленого земледелия, ограничила импорт продуктов питания с Украины и отказалась от плана по сокращению использования пестицидов.
В преддверии европейских выборов ни Париж, ни Брюссель не осмелились вступить в бой с фермерами, готовыми выбрасывать испанские помидоры на дороги южной Франции или совершить рейд на центр продовольственной логистики на окраине столицы.
Новый премьер-министр Франции Габриэль Атталь, по его собственному признанию, уступил требованиям фермеров в попытке "оправдать [их] ожидания". Он приказал приостановить введение новых запретов на пестициды, отменить повышение цен на тракторное топливо и пообещал не идти дальше, чем того требует закон ЕС в отношении экологических ограничений.
Быстрые уступки вызвали негативную реакцию со стороны защитников окружающей среды, которые задаются вопросом, насколько серьезно фон дер Ляйен и Макрон подходят к своим климатическим обязательствам. И они задают важный вопрос: если эти уступки не смогут обеспечить мир в сельской местности, чего еще добьются фермеры?
"С демократической точки зрения тревожно и проблематично видеть, как фермерам удалось монополизировать внимание и даже изменить направление экологической политики в Европе", — сказал Альберто Алеманно. профессор права ЕС в Высшей коммерческой школе Парижа (HEC).
Этот шаг не только выявил "слабость" зеленых полномочий Макрона, но и может вызвать эффект снежного кома, предупредил он. "Мы можем задаться вопросом, какая социальная группа в следующий раз сумеет изменить политические приоритеты этого правительства".
И хотя фермеры в Германии, Польше, Италии и Бельгии также вышли на улицы, нигде протесты по всей Европе не имели таких прямых и немедленных политических последствий, как во Франции.
Умеренные законодатели из других европейских стран не в восторге.
Еврокомиссия и страны-члены "смягчают или корректируют зеленую политику по одной причине: до европейских выборов осталось три месяца", — заявил испанский депутат Европарламента Хорди Каньяс из группы Renew Europe, членом которой является и партия Макрона "Возрождение".
Макрон также усилил борьбу против торгового соглашения, которое Брюссель пытается заключить с латиноамериканским блоком Меркосур, что расстраивает другие правительства ЕС, которые поддерживают создание зоны свободной торговли, охватывающей почти 800 миллионов человек.
Взятие торговой политики ЕС в заложники в попытке успокоить французских фермеров, восстающих из-за будущего импорта бразильской говядины, не очень популярно в других столицах ЕС.
Канцлер Германии Олаф Шольц, принимавший Атталя на переговорах в Берлине на этой неделе, сказал: "Я считаю, что мы все согласны с тем, что нам нужны такие соглашения". 34-летний французский премьер в ответ предложил "согласиться не соглашаться".
Каньяс, который возглавляет делегацию Европарламента по связям с Меркосур, как и правительство Испании, решительно поддерживает сделку, скептически относится к позиции Макрона.
"Они принимают меры, которые просто направлены на разрядку напряженности, либо посредством косметических уступок, либо путем перекладывания проблем на виновника, как в случае Франции с Меркосур", — сказал он Politico.
Эта сделка является "идеальным злодеем для отвлечения внимания фермеров, как будто проблемы сектора улучшатся за счет ухудшения его экспортных возможностей", — добавил евродепутат.
Макрон подчеркивает, что Франция не отказывается от своих "зеленых" амбиций, чтобы угодить фермерам, а просто прагматично ослабляет некоторые "зеленые" правила.
"Это вопрос здравого смысла, мы всегда были на их (фермеров) стороне", — заявил Макрон журналистам на прошлой неделе в Брюсселе, подчеркнув, что ЕС должен найти правильный баланс между "зеленым" переходом и защитой фермеров.
Президент Франции также ясно дал понять, что, если Брюссель не прислушается к фермерам и не упростит правила, крайне правые могут победить на европейских выборах в июне.
Столкнувшись со своим первым политическим испытанием, Атталь не остановился ни перед чем, чтобы продемонстрировать, что он разделяет опасения фермеров: во время визитов на фермы он устраивал пресс-конференции, используя тюк сена в качестве трибуны. Активные протесты фермеров, в том числе выливание жидкого навоза перед государственными зданиями, практически не получили официального осуждения.
Несмотря на то, что на фермеров приходится незначительная доля занятости и экономического производства во Франции, они умеют позиционировать себя как "меньшинство, говорящее от имени молчаливого большинства", — говорит Эдди Фужье, политолог, специализирующийся на протестных движениях.
В отличие от неорганизованного движения "желтых жилетов", которое беспокоило Макрона во время его первого срока, могущественный профсоюз FNSEA имеет союзников во всех французских институтах, от муниципалитетов до парламента, объясняет Фужье.
"Влияние сельскохозяйственного мира на французскую политику ощутимо", — говорит он.
Несмотря на их небольшую численность, фермеры пользуются широкой поддержкой французской общественности. При этом они все больше склоняются к крайне правому Национальному объединению Марин Ле Пен. Это объясняет, почему Атталь так быстро уступил требованиям большинства фермеров.
Эта стратегия доказала свою эффективность в краткосрочной перспективе: профсоюзы призвали протестующих снять блокаду. Но в долгосрочной перспективе она может ослабить власти.
Французское правительство уже сталкивается с негативной реакцией со стороны защитников окружающей среды, разгневанных уступками, сделанными в отношении использования пестицидов, и ошеломленных сдержанностью правительства по отношению к протестующим. Климатические активисты были бы "приговорены и заключены в тюрьму", если бы они сделали "тысячную часть" того, что сделали фермеры, заявил в телеинтервью сенатор от Партии зеленых Янник Жадо.
И даже некоторые политики, дружественно настроенные к фермерам, опасаются, что чрезмерные уступки противоречат общественным интересам избирателей ЕС.
"Есть избиратели, которые могут быть менее шумными, чем фермеры в данный момент, но которые рады, что у нас есть экологические ограничения для защиты фундаментальных ресурсов, таких как воздух и вода", — говорит фермер Бенуа Бито, евродепутат от Франции.