РИГА, 12 фев — Sputnik. Литовский праздник весны Ужгавенес похож на славянскую Масленицу и латышские Метени: зиму провожают веселыми гуляньями и карнавалом. Однако в последнее время праздничные традиции вызывают недоумение и даже возмущение - среди традиционных масок чудовищ до сих пор встречаются "евреи" и "цыгане". Обозреватель Литовского радио и телевидения Паулюс Гритенас предлагает основательно пересмотреть подход к празднику.
Ужгавенес (Масленица) - традиционный литовский праздник, который можно проследить еще с XV века, когда проводились дворянские карнавалы, символически отмечавшие конец зимы. Современная литовская Масленица отражает сельские обычаи конца XIX - начала XX века, а не традиции дворянства и горожан Великого княжества Литовского.
Как отметил в одном из интервью профессор балтийской филологии Клайпедского университета Римантас Бальсис, нынешний литовский сценарий Ужгавенес является продуктом советской версии сельских традиций Жемайтии. Неудивительно, что наиболее яркие и важные элементы такого сценария отражают обычаи, страхи и образы конкретного времени и сообщества.
Даже персонажи современного литовского праздника Ужгавенес сохраняются во времени, и любая критика в их адрес воспринимается как посягательство на традицию. Еврей, цыган или венгры шествуют рядом с чертями, ведьмами и другими образами ужасной загробной жизни, зла и страха.
Перед Масленицей этого года поэт, переводчик и эссеист Сергей Канович поделился публикацией в родительской группе клайпедского детского сада-школы Varpelis, призывавшей нарядить детей в евреев, надеть на мальчиков шапочки и иным образом подготовить их идти "жидовать".
Можно с уверенностью сказать, что клайпедское дошкольное и начальное школьное образовательное учреждение не является каким-то особым антисемитским образованием, где рождаются новые, уникальные идеи фашизма. Оно просто отражает укоренившиеся в обществе стереотипы, которые каждый год подтверждаются традициями Ужгавенес и его традиционным сценарием.
Одной из важнейших проблем литовской культуры является задержка или, по крайней мере, сознательное отсутствие спешки в переосмыслении и критической оценке различных моделей поведения и мышления. Хуже того, тех, кто имеет смелость поставить под сомнение различные традиции или бросить вызов стереотипам, считают разрушителями культуры и традиций с антилитовскими мотивами.
Я осмелюсь сказать, что празднование Ужгавенес в Литве - это отражение нашей национальной недалекости. Этот праздник и его сценарий нужно либо срочно переосмыслить и отделить части, имеющие болезненные культурные и социальные последствия, либо отказаться от них.
Почему? Одной из исторических и современных проблем литовской культуры является ее закрытость, которая приводит не только к неспособности признать и принять представителей других культур, но и успешно ассимилировать их, сделать их последовательной частью своей культурной жизни.
Именно благодаря этой особенности той части общества, которая сотрудничала с нацистами во время Второй мировой войны, было легко избавиться от моральной вины, посылая на смерть или просто игнорируя массовые убийства евреев или ромов.
Мотив другого, чужака, все еще силен в нашей культуре, которая не предполагает диалога или встречи, но предполагает маргинализацию и отторжение. Другой - таинственный, опасный, стоящий не только по другую сторону социального разрыва, но и с точки зрения образа легко вписываемый в потустороннее царство, где также обитают черти, ведьмы, феи и другие внушающие опасения сверхъестественные фигуры.
Игры или праздничные обычаи - это не просто легкомысленная инверсия реальности. Они также выражают определенное отношение к реальности, демонстрируют страхи или глубоко укоренившиеся взгляды.
В наше время уже не так много подтверждений этой инаковости, и, как правило, их можно без сомнений лелеять только в частном пространстве. Одним из последних убежищ от этой угрозы другого, инаковости, является празднование праздника Ужгавенес, который опирается на образы, стереотипы и предрассудки сельской местности конца XIX века.
Критики, возможно, возразят, что это просто игра, в которой все участники осознают абсурдность ролей и неписаных правил, но им можно возразить, что образы или стереотипы неизбежно формируют мышление и приводят к определенному моральному выбору. Особенно если речь идет о детском мышлении и мире воображения, в котором формируются очень четкие образы и соответствующие практики.
В случае с Масленицей исторические события и опыт, а также современные социальные практики и реалии мира говорят против традиции. В обществе, где остро не хватает эмпатии, интеллектуальной чувствительности и способности примириться с инаковостью, иными образами жизни и практиками, этот праздник олицетворяет собой убежище от серьезных проблем.
Вопрос лишь в том, является ли это убежище сознательной капитуляцией перед абсурдностью архаичного праздника или возможностью спокойно подтвердить то, что сформировало темные страницы нашей литовской истории и что все еще пытаются сохранить на ее задворках как нормальный образ мышления или поведения.
Пришло время переосмыслить роль Ужгавенес в современной жизни. Обновить сценарий этого праздника или выбросить его на помойку.