РИГА, 5 фев — Sputnik. Даже самые богатые латвийские муниципалитеты начали тратить сбережения на первоочередные нужды вместо того, чтобы инвестировать в развитие. Корень проблемы в том, что на самоуправления возлагаются новые функции, а источников дохода больше не становится, пишет Марис Краутманис в Neatkarīgā.
Огре
Эгилс Хелманис, председатель Огрской думы, заявил, что в его крае ситуация лучше, чем в среднем по стране. "Нам не придется закрывать ни одно учреждение, не придется увольнять сотрудников, но установки правительства таковы, что на их оплату уйдут все деньги, предназначенные для развития. Было бы логично, если бы, в случае расширения функций муниципалитета и возникновения новых расходов, с ними пришло бы и финансирование. Однако это не так. Если частные коммерческие банки могут предложить более выгодные процентные ставки, чем Государственное казначейство, получается, что казначейство зарабатывает деньги за счет местных самоуправлений, что, на мой взгляд, неверно. В правительстве никто не задумывается о том, как поднять экономику, чтобы мы были не на последнем месте в Евросоюзе. Муниципалитеты соревнуются, у кого пособия будут выше, а это тупик. В стране необходимо создавать услуги", – уверен Хелманис.
Лиепая
Гунарс Ансиньш, председатель Лиепайской думы рассказал: "В этом году было очень сложно составить сбалансированный бюджет Лиепаи – на него во многом повлияли такие решения правительства, как повышение минимальной зарплаты и зарплаты воспитателей детских садов. Наряду с ежедневными потребностями города и требованиями законодательства, важно было также продолжить начатые проекты развития и найти финансирование для планов устойчивого развития города, таких как грант на программу благоустройства улиц и другие. Также при формировании бюджета нам пришлось учитывать стремительно растущие процентные ставки по кредитным обязательствам – они хоть и умеренные, но все же влияют на наш муниципалитет".
Бауска
Айварс Окманис, председатель думы Бауского края, отметил, что Бауский край ничем не отличается от остальной страны и сталкивается с теми же проблемами, что и другие. "На нас возложили дополнительные функции, из-за чего пришлось остановить некоторые проекты развития. Например, пришлось повысить зарплаты в муниципальных учреждениях, особенно – работникам дошкольных учреждений. Высокие процентные ставки по кредитам также негативно влияют на работу муниципалитета. Мы не сможем реализовать несколько приоритетных проектов развития. Мы сможем выполнить основные функции самоуправления, но необходимо и развитие".
Резекне
В своем отчете министерство финансов обрисовало финансовые проблемы Резекненской думы и отметило, что в 2023 году у муниципалитета был дефицит бюджета, для покрытия которого дума решил взять краткосрочный кредит в размере 1,3 миллиона евро. Также у муниципалитета имеются задержки по выплатам кредиторам, которые в 2023 году составили 4,3 миллиона евро. В министерстве указали, что при заключении договоров на реализацию инвестиционных проектов без финансового обеспечения муниципалитет не учел ряд нормативных актов. "Резекненская городская дума, не предусмотрев финансирование в бюджете 2023 года и приняв на себя обязательства без покрытия, создала угрозу платежеспособности самоуправления – выполнять взятые на себя обязательства и обеспечивать выполнение автономных функций самоуправления", – подчеркнули в ведомстве.
В 2023 году Минфин неоднократно информировал министерство охраны окружающей среды и регионального развития, а также Госконтроль, Генпрокуратуру и Бюро по предупреждению и борьбе с коррупцией об упомянутых нарушениях. БПБК инициировало ведомственное расследование действий мэра Резекне Александра Барташевича. Сам мэр приказом министра отстранен от должности.
Минфин во главе с министром финансов Арвилсом Ашераденсом просил предоставить Резекненскому муниципалитету государственный кредит в размере до пяти миллионов евро, но отстраненный от должности мэр Александр Барташевичс винит министра за долгосрочное "торпедирование" процесса стабилизации муниципалитета, подвергая город массированному политическому давлению.
"Проблемы с бюджетом есть не только в Резекне, но и в ряде других муниципалитетов, в том числе даже в тех, которые традиционно считаются сильными, – напомнил Барташевич и добавил:. – Негативно повлияла и смена руководителей ряда муниципалитетов. Могу предсказать, что в будущем проблем будет еще больше. Руководители самоуправлений запуганы. Существует давление и требование со стороны Минфина сбалансировать бюджет. Они смотрят на ситуацию в Резекне – меня фактически отстранили ни за что. У Минфина в руках достаточно инструментов, чтобы сделать невыносимой жизнь непослушных муниципалитетов"
Ждать какой-либо серьезной помощи со стороны правительства и Минфина самоуправлениям не стоит, поскольку и у государства есть финансовые проблемы, о которых особо не говорят.
СМИ пытаются внушить, что я авантюрист, неадекват и в таком духе. Это уже не впервые. Только сейчас ресурсы самоуправления практически исчерпаны. Негде взять резервы, которые положить на алтарь правительства, чтобы правительству было хорошо", – заявил Барташевич.
А депутат Резекненской думы Волдемарс Платацис о стиле руководства Барташевича высказался резко: "В партии "Вместе для Латвии" все решает Барташевич. Предложения оппозиции игнорируются. Правящая коалиция в городе подобна восьмиглавому дракону, охраняющему свои сокровища и теплое место. Барташевичу было бы выгодно, если бы Резекненская дума вообще прекратила работу и была распущена. Тогда назначат каких-то администраторов, которые вряд ли в народе станут популярными. А Барташевич будет страдальцем и святым и на выборах снова будет на коне. Это мое мнение как депутата, и оно обосновано, потому что жители верят не правительству, а главе муниципалитета, ставшему жертвой репрессий".
Нужен мораторий на новые функции
Председатель Союза самоуправлений Латвии Гинтс Каминискис убежден: следует ввести мораторий на то, чтобы налагать новые функции на самоуправления – со всех регионов поступают сигналы о трудностях в формировании бюджета. Особенно критическая ситуация наблюдается в Латгалии.
"Трудно думать о развитии", — подчеркнул Каминскис.
Он напомнил, что после налоговой реформы 2018 года доходы муниципалитетов изменились, кроме того, в этом году государство выделило гораздо меньше денег. Также на муниципалитеты возложены дополнительные функции, требующие дополнительных денег, например, обеспечение работы полиции.
"В 2018 году при налоговой реформе была достигнута договоренность о том, что для выполнения функций муниципалитетам должно оставаться не менее 19,6% налога — это предел. Если этого недостаточно, государство выделяло специальный грант. В 2021 году он составлял 162 миллиона, которые поступили в самоуправления, а в этом году грант составил 35 миллионов, еще семь — благодаря премьер-министру, но этого мало", — резюмировал Каминскис.