РИГА, 30 янв — Sputnik. На прошлой неделе учителя математики из Рижской 1-й государственной гимназии направили открытое письмо руководству Минобразования и высшим должностным лицам, указав на грубые ошибки в проекте школьной реформы Skola2030.
Учителя призывают признать проект неудачным и вернуться к прошлым методам обучения с проработанной, проверенной методикой освоения математики. В противном случае оценки девятиклассников на централизованных экзаменах будут все хуже.
Между курсом математики в школе и университете "уже образовалась бездна". Проблемы с математикой в Skola2030 влияют и на освоение других предметов, например физики и химии, так как школьники не получают определенных навыков.
Под письмом подписались представители еще десятков учебных заведений страны.
Учитель математики Рижской 1-й государственной гимназии Дайнис Крикис, один из авторов письма, пояснил свою позицию в программе "ТЧК" на Rus.LSM.lv.
"Наша основная претензия такова, что самые сложные вопросы были изъяты из экзамена основной школы и перенесены в среднюю школу. То есть мы чрезвычайно облегчаем курс основной школы. Люди жалуются, что что-то слишком абстрактно, слишком сложно — и мы переносим это в 10-й класс", — рассказал он.
В итоге из курса математики многие вопросы были выброшены, в надежде на то, что ими займутся потом. При этом учиться по программе вуза, для освоения которой нужна математика, ученики не смогут.
"Содержание [Skola 2030] абсолютно не подходит для латвийских школьников. Есть ли учителя, способные это преподавать? Нет учебников, которые приспособлены для этих разных уровней, — и в целом из этого проекта мы можем понять, что в Латвии высший уровень сдавало чуть более 2000 учеников, и не все выберут специальности, связанные с математикой. Тогда не нужно выдвигать такие лозунги, что мы готовим ребят для обучения этим специальностям в вузах — значит, мы просто признаем, что мы не готовим для этого наших школьников".
Профессор Латвийского университета, физик и популяризатор науки Вячеслав Кащеев поддерживает учителей. По его словам, математики сейчас "примерно там, где физики были пять лет назад", когда поняли, что программа по физике в проекте Skola2030 идет в тупик.
"Это было очень концентрированное давление со стороны Латвийского университета и Рижского технического университета на уровне ректоров. Мы сидели в Кабинете министров, пришли с Ассоциацией электроники, с президентом Ассоциации учителей физики и поставили ультиматум министру образования, что учителям нужно конкретное решение, что надо делать, как идти в класс с тем инструментарием, что есть, и учить по новой программе".
Эти усилия привели к тому, что пилотный проект по физике был реализован, и, по мнению Кащеева, он успешен.
"Сейчас как раз, мне кажется, 14 февраля, будут презентованы результаты такого же проекта уже как следующий шаг по химии и биологии. И естественно, что следующий этап — это математика".
По его словам, самый большой недостаток проекта Skola2030 — это исполнение, построение команды и построение контакта с учителями.
"С самого начала коммуникация со стороны проекта, его руководства была примерно такая: "Если ты не понимаешь наших высоких идей, то ты просто старый пережиток прошлого и мы тебя просто слушать не будем", — поделился он.