РИГА, 30 янв — Sputnik. Эстонский депутат от Центристской партии Лаури Лаатс, замглавы экономической комиссии парламента, высказался против идеи купить акции латвийской авиакомпании airBaltic, которая собирается выйти на биржу в ближайшей перспективе, чтобы привлечь средства и вернуть государству деньги, выплаченные в виде помощи в период пандемии.
Как известно, самолеты и аэропорты – это роскошь, поэтому во многих странах бизнес в этой отрасли открывают под руководством политиков. Этот грех не чужд и Эстонии – крылья Икара не раз слишком приближались к солнцу: национальная авиакомпания Estonian Air обанкротилась, и трудно поверить, чтобы к Nordica судьба была более благосклонна.
Теперь, когда в СМИ появилась информация о том, что Латвия заинтересована в продаже акций airBaltic, многие начали мечтать как о единой балтийской авиакомпании, так и о том, как самолеты этой компании будут доставлять граждан Эстонии именно туда, куда им нужно. Звучит неплохо, только на самом деле государство следует держать как можно дальше от участия в airBaltic — как алкоголика от водки. Иначе его вскоре ждет тяжелое и очень дорогостоящее похмелье. Почему так?
Во-первых, никто не отвечает за деньги налогоплательщиков, они улетают в трубу – эта часто встречающаяся фраза очень уместна в контексте авиации.
В открытом доступе нет точных данных о том, во сколько Эстонии обошлась поддержка Estonian Air и Nordica, а также покрытие убытков, но, если сложить разные данные, получается около 100 миллионов евро. Да, самолеты летали, люди могли путешествовать, но – сколько жители за это заплатили? Ведь примерно столько же денег будет не хватать в ближайшие годы на развитие и содержание дорог страны. Мы видели беспрецедентно высокие зарплаты, консультантов с сомнительным опытом, но результат всегда был один: нужна дополнительная поддержка, убытки растут.
Ответственности за потраченные деньги не несет никто, будто их вообще не было – так было с Estonian Air, так будет с Nordica. Это первый сигнал о том, что в плане авиации мы не можем опять оплачивать очередные импульсивные покупки.
Во-вторых, надо учесть масштаб: в трех странах Балтии в общей сложности проживает около шести миллионов человек – меньше, чем, например, в Лондоне. Никто не будет летать по приказу, если в этом нет необходимости и есть альтернативы получше. На самом популярном маршруте – между Эстонией и Финляндией – хорошо организовано судоходство.
Несомненно, кто-то воспользовался бы рейсами балтийских авиалиний, однако, поскольку спроса нет, нет и речи о прибыли. Конечно, услуги авиаперевозок, отвечающие интересам стран Балтии, будут использоваться, но прибыль они вряд ли принесут - пассажиров не хватает.
В-третьих, нужны деньги на развитие и конкурентоспособность Таллинского аэропорта (низкие сборы или другие преимущества), чтобы тот привлекал больше авиакомпаний. К сожалению, пока все наоборот – в прошлом году мы все наблюдали ситуацию с Ryanair. С одной стороны, понятно упрямство и нежелание эстонцев подчиняться требованиям крупных авиакомпаний, но, с другой стороны, эти компании почти ежечасно перевозят очень и очень много людей по всему миру.
Статистика очень убедительно говорит о значении рейсов лоукостеров, и не нужно стыдиться такого способа экономии. Если бы деньги, потраченные на содержание своих авиакомпаний, и деньги, оставленные прилетевшими в Эстонию туристами, были направлены на повышение конкурентоспособности Таллинского аэропорта, результат наверняка был бы очень хороший.
Эстонии необходимо как минимум качественное авиасообщение с крупнейшими аэропортами Европы, обеспечивающими полеты по всему миру. При этом стоит найти другие способы обеспечения этого авиасообщения вместо того, чтобы содержать еще одну авиакомпанию на государственные деньги. Конечно, для этой цели нужны грамотные решения. Недостатка в грамотных и умных людях в Эстонии нет, надо только поискать.