РИГА, 29 янв — Sputnik. Проблемы с поездами пошатнули кресло министра сообщения Карлиса Бришкенса и стали причиной отставки совета компании Pasažieru vilciens (PV). В том, что же произошло, разбирается издание Kontext.
Попытки поменять пассажирские поезда в Латвии на современные последовательно возобновлялись начиная с 2009 года. Конкурсы отменялись то по политическим мотивам, то из-за подозрений в коррупции, то из-за недостаточно подготовленных документов.
Наконец, к 2019 году в ЕС дали понять - или Латвия покупает новые поезда с софинансированием из фондов ЕС, либо теряет право на европейские средства, и летом 2019 года в результате конкурса был заключен договор с компанией Škoda Vagonka на поставку в Латвию 32 новых современных электропоездов.
За победу чешскому предприятию пришлось биться с испанским производителем Thalgo. Представителям Škoda Vagonka удалось убедить латвийцев, что, даже с учетом всех пожеланий, их ценовое предложение выгоднее - 928,5 евро за одно пассажирское место против 932,32 евро у Thalgo.
Общая стоимость всего проекта составила 257 миллионов евро, при софинансировании Фонда сплочения Европейского союза в размере 114,211 млн евро. Таким образом, каждый поезд обошелся Латвии в 8,03 млн евро.
Что случилось?
Планировалось, что первые поезда поступят в Латвию уже в середине 2022 года, а до конца 2023 года все 32 состава уже будут обслуживать пассажиров. Однако пандемия COVID-19 и российская спецоперация на Украине внесли свои коррективы в график и маршрут поставок.
Вместо перегона по железной дороге из Чехии каждый вагон пришлось доставлять отдельно на специальных грузовиках и, соответственно, комплектовать уже в Латвии. Теперь поставку всех 32 поездов обещают завершить только к середине 2024 года.
Новые электрички проходили испытания на латвийской железной дороге в летние и осенние месяцы, но на маршрут вышли зимой. 15 декабря первые три поезда начали курсировать в направлении Тукумса, Айзкраукле и Скулте, а через несколько дней к ним добавился и маршрут Рига - Елгава.
Однако уже в первые дни один из поездов был снят с маршрута из-за неполадок в работе отделителя тока. В итоге из одиннадцати поездов у пяти были выявлены различные дефекты.
На этом фоне неработающие автоматические терминалы по продаже билетов в поездах и отсутствие наклеек с QR-кодом для регистрации пассажиров, которые сотрудники VIVI обещали доклеить вручную к концу января этого года, уже выглядели досадной мелочью.
В первые дни января уже у пяти новых электропоездов были выявлены различные недостатки. Из-за поломок отменялись рейсы на наиболее загруженных пассажирами маршрутах. Предложенная перевозчиком альтернатива - "вызвать такси" - возмутила всех, чей бюджет рассчитан только на покупку билета на поезд.
Пассажирам одного из рейсов и вовсе пришлось просидеть несколько часов в холодном поезде, пока попытки его "реанимации" были признаны безуспешными, а из Риги на помощь отправился другой, старый состав, чтобы освободить пути от нового.
Кто виноват?
Министерство сообщения потребовало объяснений у производителя, а затем сообщило общественности, что производитель готов исправить все проблемы бесплатно, по гарантии, и вообще случившееся нормально при вводе в строй совершенно новых поездов, поскольку в них много всяких узлов и электронных соединений.
Возникает вопрос: насколько добросовестно в ViVi проводили обкатку и сертификацию новых составов? Кажется почти невероятным, что во время обкатки в ноябре никаких претензий не было, но они сразу появились в декабре после выхода на маршрут.
Пока специалисты пытаются разобраться в ситуации, конспирологи утверждают, что причина поломки поездов кроется в блоке безопасности с российским программным обеспечением, которое используется во всех поставленных Латвии поездах. Впрочем, по заверению производителя, этот блок, заставляющий поезд тормозить на красный сигнал светофора, может быть заменен и на продукцию другого производителя.
Другие ставят вопрос: а для работы с какой контактной сетью рассчитаны новые поезда? Дело в том, что в настоящее время на электрифицированных путях железной дороги происходит замена устаревшей контактной сети с напряжением 3,3 кВ на современную систему 25 кВ. Однако руководитель концерна Latvijas dzelzceļš заявил, что вся железнодорожная инфраструктура в Латвии соответствует новым поездам.
Отметим, что летом прошлого года германская пресса сообщала о проблемах в железнодорожном сообщении между Мюнхеном и Нюрнбергом. Причиной этому, по данным немецких железнодорожников, были технические дефекты локомотивов и вагонов, за которые несет основную ответственность Škoda.
Еще один скандал разгорелся в Польше. К концу лета 2023 года метро Варшавы отправило на гарантийный ремонт на завод только что полученные новые поезда Škoda из-за проблем с вентиляцией в вагонах. Предполагалось, что поезда будут с кондиционерами воздуха для охлаждения температуры внутри вагона. Но в новых поездах вместо кондиционеров обнаружили… вентиляторы!
Что делать?
Прошло уже больше месяца с момента торжественного отбытия от платформы Рижского вокзала нового электропоезда, а поезда регулярно продолжают снимать с маршрутов. Вплоть до начала марта новые поезда будут регулярно совершать на семь рейсов меньше запланированного. И это без учета внезапной отмены рейсов по различным причинам.
При этом, если еще лет пять-шесть назад в случае отмены электрички пассажиры шли на маршрутный или рейсовый автобус, то сейчас ситуация иная. Маршрутки пропали, количество рейсов междугородних автобусов сократилось, да и те часто отменяются: то водители болеют, то просто не хватает кадров. В общем, электричка оказалась единственным способом добраться, например, из Риги в Скулте после учебы или работы.
Дело дошло до того, что министр сообщения Каспарс Бришкенс заговорил о возвращении на рельсы старых поездов и их капитальном ремонте, хотя еще недавно утверждали, что это невозможно, поскольку крупнейшие российские производители железнодорожной продукции попали под санкции, и часть поездов приходится разбирать на запчасти.
В настоящее время Škoda собирает шесть новых поездов и для Эстонии, они должны будут выйти на эстонские дороги в 2025 году. А следующие контракты - поставка новых поездов в Узбекистан. Причем на той же платформе, что и в Латвии.