РИГА, 19 янв — Sputnik. Министр образования Латвии Анда Чакша, оценивая итоги первого полугодия в школах, заявила, что школам, где раньше преподавали на русском, переход на латышский дается сложно, но это "государственно важный проект с точки зрения общества".
С 1 сентября 2023 года переход на государственный язык обучения состоялся во всех дошкольных образовательных учреждениях, а также в 1, 4 и 7-х классах школ. С 1 сентября 2024 года это произойдет в 2, 5 и 8-х классах всех школ, а с 1 сентября 2025 года - в 3, 6 и 9-х классах.
По словам Чакши, тяжелее всего переход на латышский дается ученикам четвертых классов.
"Если изначально предполагалось, что сложнее всего будет в первых и седьмых классах, а оказалось, что самый сложный — четвертый класс с той точки зрения, что, может, еще недостаточны знания языка, но параллельно нужно изучать содержание", — сказала министр.
По ее словам, важно, чтобы все учителя владели латышским на уровне не ниже С1, чего не придерживались в некоторых самоуправлениях. Министр назвала это "халатностью", за которую "мы платим цену", так как это влияет и на знания детей в школах. "Учителя должны быть носителями языка, чтобы у учеников не было ошибок", — подчеркнула министр.
Для облегчения перехода на госязык обеспечиваются курсы для учителей и языковые лагеря для детей, и на них есть большой спрос, отметила Чакша.
"Один из принципов: даже стены должны говорить по-латышски, чтобы дети могли изучать новые слова и совершенствовать знания языка", — сказала глава Минобразования.
Ранее Sputnik Латвия сообщал, что думают ученики и родители касательно реформы образования: они скептично оценивают результаты. Ученики признают, что уровень знания латышского языка у них вырос, потому что латышский стал главным для них предметом, но на другие предметы времени и сил уже часто не остается. Предвариетльные итоги показывают снижение оценок учеников бывших школ нацменьшинств. Кроме того, не происходит интеграции латышского языка во внешкольную жизнь.
Есть большие проблемы с нехваткой педагогов – многие по возрасту выходят на пенсию, а на смену им система не готовит новых учителей. Нет методик, которые бы помогали детям быстрее выучить термины на латышском, от учителей требуется другой подход, но не разработано новой базы. Периодически в школах случаются конфликты, особенно из-за того, что некоторые педагоги хотят "отойти от принятых решений".