РИГА, 15 янв — Sputnik. На вопрос, переживает ли Латвия в настоящее время экономический кризис, значительное большинство жителей ответили утвердительно — 38% полностью согласны и 44% скорее согласны.
При этом только 12% респондентов скорее не согласны с этим утверждением и 1% вообще не согласны.
Больше всего тех, кто согласен с наличием кризиса, в возрастной группе от 50 до 59 лет и среди людей с низкими доходами. Люди с доходом выше 1500 евро, жители Риги и те, кому около тридцати, чаще говорят, что не считают нынешнюю ситуацию экономическим кризисом.
Все будет хорошо
"Экономику формируют различные отрасли, которые в конкретный момент могут работать по–разному — одна из них может находиться в кризисе, другая — в очень хорошем состоянии", — комментирует опрос экономист Петерис Страутиньш.
В 2023 году, безусловно, был кризис, например, в экспорте товаров, но в то же время в Латвии весь год была низкая безработица, а начало года стало началом конца другого кризиса: рост цен прекратился, и стоимость жизни сейчас примерно такая же, как в феврале прошлого года, отмечает экономист.
Хотя инфляция в прошлом году замедлилась, все ощутили рост цен на товары в магазинах, повышение стоимости энергии в прошлом сезоне и влияние EURIBOR на кредитные платежи, что и создало у людей ощущение, что мы находимся в экономическом кризисе.
Только 12% респондентов заявили, что инфляция их не затронула, в то время как большинству пришлось "затянуть пояса" из–за роста цен: 48% заявили, что стали жить более экономно, 23% отказались от развлечений и путешествий, а 15% начали тратить свои сбережения.
Экономист признает, что настроение населения довольно пессимистично из–за экономических последствий глобальных потрясений последних четырех лет — пандемии и конфликтов. Однако он ожидает, что 2024-й станет годом, который люди будут хорошо вспоминать по сравнению с прошедшими трудными годами.
Страутиньш также прогнозирует, что в этом году никакого нового кризиса не ожидается — на данный момент нет признаков этого. Экономист считает, что в этом году почти все будет меняться к лучшему, но в основном очень медленно.
Скорее стагнация
В свою очередь, как считает экономист Лива Зоргенфрейя, экономика Латвии стагнирует с 2022 года, и в первой половине 2024 года восстановления пока не ожидается.
"Мировой спрос слабый, наши основные страны–партнеры не смогут похвастаться быстрым ростом в 2024 году, поэтому экспорт Латвии продолжит ослабевать. Это означает, что экспортно–ориентированное производство еще может показать спад", — поясняет она.
В то же время перспективы внутреннего потребления и смежных отраслей, таких как розничная торговля, более оптимистичны. Развитие продолжит тормозиться высоким уровнем цен, но есть и хорошие новости: покупательная способность восстанавливается. Несмотря на то что уровень безработицы немного вырастет, он останется очень низким. При этом реальная заработная плата, или зарплата с поправкой на инфляцию, после более чем года снижения начала расти уже в середине 2023 года, и восстановление продолжится, так как инфляция прогнозируется низкой. Однако прежний уровень покупательной способности будет достигнут только во второй половине 2024 года.
"В целом ВВП Латвии в 2024 году вырастет на 1,4%. В начале года экономика продолжит стагнировать, но мы надеемся увидеть более высокие темпы роста во втором полугодии, когда центральные банки начнут снижать процентные ставки. Снижение процентных ставок позволит восстановить частную инвестиционную активность внутри страны и, что наиболее важно для наших экспортеров, рынок жилья и строительную активность в наших странах–партнерах", — указывает эксперт.
Есть признаки
Экономист Дайнис Гашпуйтис отмечает, что спад экономики Латвии за девять месяцев этого года составил 0,6%, а в 2023 году в целом спад окажется более глубоким, чем ожидалось в начале года, и составит около 0,4%.
"Трудности в производстве, экспорте в целом и частном потреблении, пострадавшем от инфляции, ввергли экономику в рецессию", — поясняет Гашпуйтис.
В то же время есть признаки того, что активность в экономике в конце 2023 года, возможно, уже достигла самой низкой точки, но в ближайшие два–три квартала активность латвийской экономики останется заметно стагнирующей. "Наиболее важным фактором, поддерживающим краткосрочный рост, будет приток европейских фондов, особенно в строительство.
Многое будет зависеть от способности бюрократии обеспечить их наличие. Улучшение покупательной способности будет постепенно оживлять частное потребление, которое станет основным драйвером роста в 2024 году", — полагает Гашпуйтис.
Эксперт по макроэкономике также отмечает, что инфляция в еврозоне и Латвии быстро снижается, и это укрепляет ожидания того, что нагрузка на процентные ставки может быть снижена уже в начале 2024 года, что придаст экономике позитивные импульсы. Это даст толчок как внутреннему потреблению, так и спросу на внешних рынках. "Однако я не вижу оснований для того, чтобы делать ставку на быстрое улучшение, особенно на экспортных рынках", — говорит Гашпуйтис.
"Текущий прогноз роста экономики Латвии на 2024 год в размере 2,2% оптимистичен. Реально, если снижение темпов инфляции будет достаточным для того, чтобы Европейский центральный банк как можно скорее начал ослаблять нагрузку на процентные ставки, мы избежим роста цен на энергоносители — и никаких новых серьезных вызовов не возникнет. Риск того, что стагнация может затянуться, высок", — считает эксперт.
Надежда на рост не умерла
По мнению экономиста Мартиньша Аболиньша, инфляция, высокие цены на энергоносители, падение реальных доходов, слабый внешний спрос в обрабатывающей промышленности и повышение процентных ставок за последний год оказали негативное влияние на экономику Латвии — рост фактически остановился, и экономика в целом в настоящее время находится в небольшой рецессии.
"Забегая вперед, скажу, что неопределенность остается высокой и есть много рисков для роста, однако я смотрю на 2024 год с осторожным оптимизмом, и, согласно моим прогнозам, в 2024 году ожидается небольшой рост экономики Латвии в размере 2–2,5%", — полагает эксперт.
Одним из секторов, где в 2024 году ожидается рост, по мнению Аболиньша, может стать промышленность, где объемы производства с весны 2022 года сократились примерно на 8%. С окончанием пандемии мировой спрос на товары резко упал, а запасы на складах увеличились, что привело к снижению заказов и производства в промышленности. Однако сейчас есть признаки того, что цикл сокращения запасов подходит к концу и промышленность вернется к росту в первой половине 2024 года, хотя рост, вероятно, будет умеренным и неравномерным.