РИГА, 29 дек — Sputnik. Девять процентов всех латвийских семейных врачей — 110 из 1200 — еще недавно отказывались подписывать договор с Национальной службой здравоохранения (NVD). Они были готовы за средства государства работать только четыре дня в неделю, а пятый сделать платным, чтобы компенсировать свои расходы, сообщает Rus.LSM.lv.
Без первичной медицинской помощи могли остаться около 200 тыс. латвийцев. Однако Латвийская ассоциация семейных врачей (LĢĀA) все же пришла к соглашению с Минздравом.
"Мы не хотим, чтобы второго января во время высокого уровня заболеваемости пациентам пришлось бы идти туда - не знаю куда, к тому - не знаю к кому. Поэтому коллеги решили, что мы продлим этот договор", - объяснила руководитель LĢĀA Алисе Ницмане-Айшпуре.
По ее словам, решение было принято под значительным давлением публичных высказываний как NVD, так и министра здравоохранения Хосама Абу Мери.
"Грустно, что в нашей стране таким образом говорят с коллегами", - сказала Ницмане-Айшпуре.
Изначально семейные врачи хотели продлить договор всего лишь на два месяца, но министерство здравоохранения было категорически против. К тому же министр обещал добавить финансирование сразу после Нового года. Врачи поверили этим обещаниям, но с трудом.
"У отрасли очень большие сомнения, поскольку предыдущие обещания очень редко исполнялись. Мы этих обещаний слышали очень много", - признала глава LĢĀA.
За последние годы выросла стоимость аренды помещений, плата за уборку практики, увеличились тарифы на все виды энергии: свет и тепло. Рост этих расходов в Минздраве не замечают. Именно с этим было связано нежелание подписывать контракты на следующий год.
"У нас в стране не разработаны правила, что при инфляции повышается процент финансирования. Поэтому мы годами накапливаем эти проблемы, и они назревают, так что больше о них нельзя молчать", - заявила Алисе Ницмане-Айшпуре.
Семейный врач Илона Тимченко работает в Иманте. Она подписала договор с NVD, но, кроме обычной инфляции, ее беспокоит проблема со средним медицинским персоналом. Одна медсестра у нее профессионально выгорела, а вторая ушла из-за низкой оплаты.
"Работа очень тяжелая в плане эмоциональном. Первый удар на себя берет регистратура, а потом медсестра. Весь негатив, а вы сами понимаете, больные люди склоны к депрессии, агрессии, они волнуются за свое здоровье; если с врачом они говорят более-менее уважительно, то с медсестрами уже как придется", - признала Илона Тимченко.
В ассоциации говорят, что многие семейные врачи готовы буквально хоть завтра закрыть свои практики и заняться коммерческой медициной или косметологией, где заработки выше, но продолжают работать из чувства долга.