РИГА, 25 дек — Sputnik. Представители "Сырного клуба" в соцсетях опубликовали обзор продаж в магазинах традиционных латвийских продуктов, получивших статус особо защищенных в Евросоюзе. Выяснилось, что с 2016 года почти на треть упали объемы продаж традиционного Янова сыра, царникавской миноги – в три раза, ржаного дрожжевого хлеба и серого гороха – почти в 10 раз. Не изменились лишь продажи скландрауши.
Латвийские производители много лет пытаются добиться, чтобы традиционная продукция появилась в реестре особо охраняемых национальных особенностей ЕС. Янов сыр, ржаной дрожжевой хлеб и курземские скландрауши в реестр ЕС были включены и получили статус продукта с "гарантированными традиционными характеристиками". Цель этой маркировки — подчеркнуть, что состав продукта или способ его приготовления имеют ярко выраженный традиционный характер.
Товарный знак "гарантированных традиционных характеристик" могут получить только продукты из стран ЕС, которые традиционно используются на соответствующей территории и рецептура которых сохраняется не менее 25 лет.
Латвийскому серому гороху и царникавской миноге присвоен более высокий статус – защищенное указание географического происхождения. Чтобы такой знак получить, хотя бы один из этапов производства, переработки или приготовления продукции должен быть осуществлен на определенной территории.
Производители надеются, что включение национальной продукции в реестр ЕС поможет расширить их признание и спрос на латвийские традиционные деликатесы не только в Латвии, но и среди туристов, а также и за пределами страны. Правда, не всегда это гарантирует рост продаж.
Ванда Давиданова, председатель правления "Сырного клуба", рассказала, как защита ЕС повлияла, например, на Янов сыр – этим летом в супермаркетах Rimi продавались только сыры "Лиго" - круглые сыры с тмином, которые изготавливаются из молока. Стоимость таких сыров ниже – от трех евро, – напомнила Давиданова, при производстве традиционного Янова сыра используется творог, яйца и сливочное масло, и он стоит дороже – от шести евро за штуку.
"Традиционные продукты, например Янов сыр, производятся небольшими партиями. И крупные торговые сети не заинтересованы их закупать. В результате крупнейшему производителю Янова сыра — предприятию Rankas piens — пришлось в два раза сократить производство. А небольшие производители просто не могут попасть на прилавки магазинов, поэтому вынуждены сокращать объемы производства", — пояснила Давиданова.
Объемы производства этой продукции падают, потому что сети магазинов либо заключают договоры на ее продажу в очень небольших количествах, либо не заключают их вовсе, пояснили представители Латвийского совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций. Они считают, что охраняемых продуктов в Латвии мало, хотя организации за годы работы удалось добиться успеха в производстве особых латвийских продуктов, защищенных ЕС.
В начале 2024 года представители "Сырного клуба" планируют обратиться в министерство земледелия, чтобы решить вопрос о продажах в латвийских супермаркетах хотя бы для производителей Янова сыра.