РИГА, 20 дек — Sputnik. Помощь неимущим литовцам особенно необходима в зимний период, когда начинается отопительный сезон. Однако, в отличие от предыдущих лет, в этом году количество отданных на благотворительность продуктов уменьшилось, сообщает LTR.
"Мы видим, что количество раздаваемых продуктов уменьшается, и во многих случаях, когда мы приходим в супермаркет, видим товары, предназначенные для нас, а рядом с ними - большую гору продуктов, которые забирают для утилизации", - говорит директор Продовольственного банка Симонас Гуревичюс.
Самые дефицитные продукты - это те, на которых стоит пометка "Использовать до...". К ним относятся молочные и мясные продукты.
По мнению Продовольственного банка, существующая правовая система поощряет торговцев ждать до последнего момента истечения срока годности таких товаров.
"Они пользуются соответствующим положением в законе об НДС, которое позволяет списывать определенную долю продукции, поскольку она не была куплена по причинам, не зависящим от плательщика НДС", - объясняет Гуревичюс.
Вайда Будрене, менеджер по связям с общественностью сети Iki, говорит, уже 20 лет продукты с маркировкой "Использовать до..." передаются в Продовольственный банк. Однако несколько месяцев назад сеть начала продавать эти продукты, потому что этого захотели покупатели.
"Как мы видим, холодильники, в которых хранятся продукты, к вечеру пустеют, их забирают. Это значит, что людям действительно нужно было иметь возможность покупать дешевле, а не обращаться к кому-то, чтобы просить эти продукты", - говорит Будрене.
По словам представителя Maxima, сеть начинает продавать продукты с пометкой "Использовать до..." с уценкой за несколько дней до истечения срока годности. Если их не покупают, то продукты используются для приготовления еды для сотрудников, а оставшиеся передаются волонтерам.
"Мы отдаем 0,1 % нашего оборота на благотворительность и перерабатываем 1 %, но мы должны понимать, что не можем отдать благотворительным организациям все продукты", - объясняет она.
С ноября следующего года предлагается обязать крупнейшие супермаркеты публиковать информацию о том, сколько продуктов они пожертвовали и сколько переработали, а также подписывать договор с Продовольственным банком.
"Нужно четко заявлять, сколько вы выбрасываете, куда вы выбрасываете, кому вы отдаете. Сейчас есть много возможностей для манипуляций. Одна сеть отдает, другая хвастается, что она социально ответственная, но не отдает. Получается неразбериха", - говорит Томас Томилинас, член комитета Сейма по охране окружающей среды.
"Возможно, у государства слишком мало глаз в этой области, и этот законопроект может стать одной из тех возможностей, которые позволят увидеть, сколько супермаркетов планируют перерабатывать, а сколько отдавать", - вторит ему председатель комитета Сейма по охране окружающей среды Айсте Гедвилене.
Парламентарии подчеркивают, что поставленная Еврокомиссией задача сократить к 2030 году количество пищевых отходов на 30 % не только в супермаркетах, но и в домашних хозяйствах и заведениях общественного питания также стимулирует поиск альтернатив.