В Rail Baltica зреет "черная дыра", в которой исчезнут и деньги, и информация

Железнодорожную магистраль Rail Baltica обсуждают уже 10 лет, но даже сейчас непонятно, пройдет ли дорога через Ригу и во сколько в итоге обойдется проект
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 15 дек — Sputnik. Чуть ли не еженедельно всплывают новые неприятные факты о Rail Baltica – как об оплошностях в планировании и проблемах со строительством, так и о совершенно грандиозных затратах, стоимость проекта уже оценивают в 8 миллиардов евро. Зато на сайте проекта любой читатель может ознакомиться с бодрящими новостями о том, насколько современной, электрифицированной, безопасной, экологически безвредной будет железная дорога между Вильнюсом, Ригой и Таллином, пишет Марис Краутманис в Neatkarīgā.
Даже если бы эта железная дорога была готова сегодня, скорость 246 км/ч для пассажиров и 120 км/ч для грузов была бы уже позавчерашним днем – в мире это уже не считается скоростным поездом. Во Франции скоростной поезд TGV с 2007 года курсирует со скоростью 574 км/ч. В Китае скоростные поезда ходят со скоростью 400 км/ч, более 300 км/ч – в Испании, Германии, Италии, Японии, а также в Марокко.
С другой стороны, даже 246 км/ч для нас была бы неплохой скоростью. Тогда люди могли бы с комфортом добраться в Таллин, Вильнюс и далее в европейские страны.
Но на самом деле картина мрачная. Становится все более очевидным, что пока совершенно ничего не ясно – неизвестно даже, пойдет ли железная дорога до Рижского вокзала и аэропорта, как планировалось изначально. Может, остановка будет в Саласпилсе или Скулте? Правда, министр сообщения Каспарс Бришкенс пообещал – он добьется, чтобы Rail Baltica проходила через Ригу.
Латвия наконец задумалась об экономической целесообразности Rail Baltica
Но недавно выявилось непонимание и нежелание сотрудничать между различными министерствами, предприятиями и ответственными учреждениями в управлении проектом. Чиновники спорят о том, кто виноват, пытаются "катить все бочки" на соперников. Вопрос – о стоимости, которая первоначально составляла 1,9 млрд евро, а теперь стало понятно, что этого не хватит.
С той поры, когда началась работа над проектом, нынешний министр финансов Арвилс Ашераденс занимал различные должности – он был депутатом Сейма, министром экономики, парламентским секретарем министерства финансов. Тем не менее он утверждает, что был весьма далек от проекта. Янис Витенбергс, будучи министром сообщения, первым набрался смелости и рассказал Минфину, что 1,9 млрд евро будет недостаточно. В протоколах заседаний правительства за 2017 год ни слова нет о том, что проект обойдется дороже. Проект был "оторван" от работы правительства.
До того, как стать министром сообщения, Каспарс Бришкенс занимал место члена правления в акционерном обществе RB Rail, позже занял должность руководителя по стратегии и развитию, но свою ответственность не признает. RB Rail отправила бесчисленное количество отчетов, но они были заблокированы на уровне министра сообщения Талиса Линкайтса. В 2022 году появилась информация, что латвийский участок Rail Baltica обойдется минимум на 2 млрд евро дороже.
"Важно, что уже в базовом контракте на строительство мы видим, что его потенциальная сумма составляет 3,7 млрд. В этом нет ничего нового, и разработчикам проекта также было понятно, что потребности в инвестициях будут возрастать", — заявил министр сообщения. В 2019 году он вместе с 60 другими коллегами по совместному предприятию поднимал тревогу — как о проблемах управления, затягивании сроков, так и о рисках увеличения затрат. Бришкенс лишь считает, что ему следовало более агрессивно указывать на недостатки в реализации проекта.
Талис Линкайтс вообще ничего аномального не усматривает – в 2017 году был произведен расчет затрат и выгод для всех трех стран Балтии, чтобы документ можно было представить в Еврокомиссию. С тех пор затраты увеличились, и это видно в каждой последующей закупке.
Янис Витенбергс выражается не так спокойно – заняв пост министра сообщения, он хотел ознакомиться с развитием проекта Rail Baltica, и для него это было "как холодный душ". Тогда из 1700 земельных участков для нужд проекта было выкуплено только 100 (сейчас – около 200). Проектирование затягивалось на 3-4 года. Особенно критическая ситуация была в Риге. Межведомственного сотрудничества "практически не было", к тому же стало ясно, что возможности получения финансовых ресурсов не коррелируются с затратами.
И есть еще один очень важный вопрос – судопроизводство.
Завершена крупнейшая в истории Латвии закупка на строительство Rail Baltica, сумма которой составляет 3,7 млрд евро. Победу одержало объединение французских, итальянских и польских компаний ERB Rail Baltica JV, а второго претендента турецкие компании IC Içtaş Inşaat Sanayi Ve Ticaret A.Ş и Doğuş İnshaat Ve Ticaret A.Ş. "отшили", поскольку Служба государственной безопасности предоставила тендерной комиссии некую информацию ограниченного доступа. СГБ подозревает, что эта компания, возможно, сотрудничает с российскими компаниями или физическими лицами, подпавшими под санкции. Кстати, турецкая компания предложила выполнить работы более чем на полмиллиарда (536 415 263,64 евро) дешевле.
Суд возбудил дело об исключении ассоциации турецких компаний из закупки Rail Baltica
Турецкая компания обратилась в суд против Латвийской Республики с просьбой об отмене решения Бюро по надзору за закупками и применении временного соглашения при закупке ООО Eiropas dzelzceļa līnijas на строительные работы основной линии Rail Baltica в Латвии. Также турки заявили, что они не находятся в каких-то отношениях с россиянами, а наоборот – победитель закупки, оказывается, имеет бизнес-интересы в РФ. Итальянская компания из этого объединения Rizzani de Eccher S.P.A. все еще продолжает работать на территории России, а французская компания Eiffage Génie Civil SAS активно работает на территории РФ через свою компанию ООО "КЛЕМСИ РУС", и, по общедоступной информации, в санкционный список включены два клиента этой компании — АвтоВАЗ и Ульяновский автомобильный завод. В 2022 году компания увеличила прибыль на рынке РФ на 254%.
Судопроизводство в этом случае, конечно, не препятствует заключению договора с выигравшим. Следующим шагом министр сообщения уполномочит ООО Eiropas dzelzceļa līnijas подписать договор. Судя по заявлениям Бришкенса, договор будет подписан. Министр по-прежнему планирует проинформировать коллег об этой сделке, вместе оценить риски и хочет, чтобы правительство "работало как единая команда".
Так что 3,7 миллиарда – это не 3,7 миллиона, которые правительство, возможно, могло бы "найти" где-то в графе непредвиденных расходов бюджета. Это огромная сумма, но, похоже, никто в правительстве не имеет ни малейшего представления, откуда возьмутся эти деньги. Таких миллиардов в бюджете не видно. Основная часть будет (если вообще будет) из европейских фондов, но Латвия также должна участвовать с софинансированием.