РИГА, 15 дек — Sputnik. В Латвии не снижается активность мошенников, которые выманивают у своих жертв немалые суммы. Бороться с этим пытается Госполиция и сами банки, через которые жертвы мошенников собственноручно переводят злоумышленникам кругленькие суммы, рассказывает Rus.LSM.lv.
"Если мы смотрим показатели последних лет, то общество заметило, что мошенничество стало масштабной проблемой по всей Латвии. Каждый год как минимум 10 млн евро наших жителей им удается получить преступным путем. И, скорее всего, они исчезают из экономики Латвии.
Если общие убытки сохраняются примерно на стабильном уровне в последние годы, то сами случаи стали происходить очень интенсивно, например, те же звонки. И если сначала они происходили только на русском языке, то сейчас уже и на латышском", — говорит глава управления безопасности банка SEB Марцис Пелцис.
По словам Пелциса, мошенники используют актуальные в обществе вещи, приспосабливаются к событиям. Например, когда весной латвийцы ждут возврат переплаченного налога — они тут как тут. Или повышаются ставки Euribor — мошенники также используют в своих сценариях.
"В целом мы можем говорить о десятках подозрительных сделок, переводов в день. Мы их анализируем. Принимаем решение как действовать. Связываемся с клиентами.
Большая проблема еще и в том, что, когда мы видим, по нашему мнению, мошенническую сделку и говорим об этом клиенту, он уже настолько обработан мошенниками, что не готов с нами говорить и признать, что эта сделка ему самому до конца непонятна.
И в таких случаях, надо признать, мы не всегда исполняем платежи клиента, объясняя ему, что есть риски, и, возможно, стоит прийти в филиал поговорить. Иногда спешка, которую навязывают мошенники, не дает времени подумать. И тот момент, что мы не сразу проводим сделку, дает время клиенту отмотать все назад и оценить этот случай более критично", — рассказал представитель банка.
На данный момент доминирующая группа — телефонные мошенники. Уберечь себя от них просто — достаточно положить трубку.
"В ситуации, когда вам поступает звонок, что я рекомендую — обязательно прекратите разговор и перезвоните сами. Технология у них такая, что они могут симулировать номер, с которого вам звонят, и выдать его за номер какой-то организации. Если им перезвонить, то вы дозвонитесь до реального обладателя этого номера. И если вам звонят из банка — всегда перезванивайте", — посоветовал Пелцис.
Для всех должно быть очевидно: банки не будут звонить клиентам и просить перечислить куда-то деньги. Банк может позвонить вам в том случае, если увидит в системе подозрительный платеж — чтобы убедиться, что этот платеж совершили именно вы. При этом никакую дополнительную информацию о себе указывать не надо.
Пелцис прогнозирует, что в будущем мошенники начнут использовать новые технологии, к примеру чат-боты:
"Уже сейчас это хороший инструмент для мошенника. Если раньше по сообщениям или мейлам мы могли отличить иностранца — латышский язык все-таки специфический. Гарумзиме, склонения... То сейчас тот же чат может неплохо переформулировать фразы на латышский лад".
Преступники продолжат следить и за актуальными событиями:
"Мы полагаем, что раз в квартал будут появляться волны писем с призывами куда-то залогиниться и проверить, какой будет процент возврата по ипотечному кредиту. И это главное — актуальные события и новые технологии. Но надо сказать, что иногда все мы слишком самоуверенные и считаем, что мы-то на это точно не попадемся. Поэтому будем осторожны, и все будет хорошо".