РИГА, 28 ноя — Sputnik. Недавно присяжный адвокат Ренарс Бриедис подал в суд на Музей оккупации за то, что тот скрывает факт о государственном перевороте, совершенном Карлисом Улманисом 15 мая 1934 года.
По его словам, в экспозиции "Латвия под оккупацией Советского Союза и национал-социалистической Германии в 1939-1991 годах" музей скрывает тот факт, что демократия в Латвии закончилась государственным переворотом авторитарного режима Улманиса.
По мнению истца, сокрытие данного факта - это "умышленное и активное искажение действительности, введение общества в заблуждение, недобросовестные действия в отношении общества и манипулирование его сознанием".
Директор Музея оккупации Солвита Виба утверждает, что музей ничего не скрывает. Просто не акцентирует.
"Музей не отрицает правовой характер переворота. Да, такого предложения в экспозиции нет, но мы не в других позициях. Экскурсоводы в музее могут рассказать больше и ответить на вопросы. Мы это все и рассказываем. Во вводной части экспозиции, которая охватывает период до 1940 года, рассматривая внутреннюю политику, внешнюю политику и культуру Латвийской Республики, находятся три абзаца текста. Мы не даем подробного объяснения всех событий в Латвийской Республике в этот период", - рассказала Виба.
По словам Вибы, позиция музея заключается в том, что в 1940 году Латвия была независимой страной, субъектом международного права.
"Истец поднимает философскую дискуссию - если произошел государственный переворот, значит, Улманис уже оккупировал Латвию. В таком случае речь идет о двух оккупантах - Улманисе и СССР. Мы не можем на это согласиться, потому что оккупация признана и интегрирована в наши нормативные документы и декларации, в преамбулу Сатверсме и др. Факт оккупации ни у кого не вызывает сомнений, он закреплен юридически. Так что о нем не может быть спора. Я считаю, что это совсем другой вопрос, и это опасный вопрос, если можно так повернуть события - не было никакой оккупации, а была битва двух зол между диктатурой Улманиса и вторжением СССР", - указала Виба.
Она выразила надежду, что иск не будет удовлетворен.