РИГА, 25 ноя — Sputnik. Как недавно выяснилось, бывший премьер-министр Кришьянис Кариньш ("Новое Единство") в период с 2021 года по сентябрь 2023 года налетал спецрейсами на 0,6 млн евро.
Аренда самолета – дело недешевое. Более полумиллиона евро были потрачены всего лишь на 18 рейсов. Среди стран, куда направлялись спецрейсы, значатся Бельгия, Словения, Германия, Франция, Португалия, Великобритания, Словакия, Нидерланды, Дания, Чехия, Польша и Молдова, а число пассажиров в делегации Кариньша варьировалось от пяти до девяти человек.
"Я считаю, что премьер-министр должен быть за столом переговоров там, где они проходят. Рейсы – это лишь средство, чтобы добраться из Риги в другую точку", – жестко отстаивал свои права на частные рейсы сам Кариньш.
Зато его подчиненные зачем-то стали оправдываться. Как объяснил директор Государственной канцелярии Янис Цитсковскис, спецрейсы были необходимы для того, чтобы в условиях сложной логистики посещать мероприятия и представлять свою страну за рубежом. А нынешний премьер-министр Силиня заявила, что глава Кабмина должен представлять интересы Латвии на международных мероприятиях и в то же время по возможности быстрее возвращаться в Латвию для выполнения своих функций.
А если купить?
Если без таких рейсов совсем нельзя, то зачем тогда огород городить с арендой самолета? Не дешевле ли его купить? Реактивный самолет на 10 человек, как раз для размеров латвийских делегаций, стоит около 5 млн евро. Есть, конечно, и сильно дороже, но будем скромнее.
Такая лидмашина окупится за пару-тройку лет. Пусть себе летает предводитель правительства, нам не жалко. Да только сами власти отчего-то стеснительно пытаются объясниться по поводу трат, так как и сами не верят, что без этих спецрейсов действительно не обойтись.
В наше время регулярная гражданская авиация обеспечивает быструю доставку пассажира и багажа в любую точку планеты. Ну вернется премьер в Ригу на пару часов позже, что из-за этого случится? Мобильные телефоны тоже вроде имеются, все ведь можно обсудить удаленно.
Так и скажите
Так что если хочется дополнительного комфорта и не хочется пересекаться с простыми смертными в неуютных, перегруженных аэропортах, так и скажите: "Человек руководит страной и заслуживает лучшего, чем вы, обращения. Что тут такого!"
Возможно, население такие слова поймет. По крайней мере все будет честно и не надо будет выдумать разный вздор про сложную логистику. А также про то, что премьеру надо побыстрее возвращаться на работу. Будто остальных командировочных шлют за границу, не ожидая, что они вернутся сразу по выполнении задания. Типа, ну раз выехал, то пусть уж поживет там немножко. Ага, пусть чиновники расскажут эту сказку частному бизнесу, вместе посмеемся.
А самолет-то уже есть
Кстати, у государственной авиакомпании airBaltic имеется самолет, раскрашенный в цвета латвийского флага. Пусть бы и возил время от времени того же премьера и другие делегации. Но прежде всего – президента, который, кстати, спецрейсами не летает. А ведь именно он и выполняет главные представительские функции государства, ему такой лайнер нужен больше.
Представляете, прилетает Ринкевичс на этом самолете в Таллин или Вильнюс и выходит из него весь такой красивый. Соседи обзавидуются. У них ничего такого нет, да и своих национальных авиакомпаний тоже не имеется, кстати.
Заодно можно сдавать в аренду эстонцам и литовцам самолеты airBaltic, раскрашенные в цвета их флагов. Такие машины у нашей авиакомпании тоже имеются. Будет паритет, никто не останется в обиде.
Ну а что касается расходов, которые понесет airBaltic из-за того, что его лайнер будет возить президента и премьера вместо коммерчески рентабельных пассажиров, то это вообще ерунда. Авиакомпания и так в долгах и в убытках по самые иллюминаторы, так что еще пара-тройка миллионов ничего не решают. Их ведь все равно погасят из госбюджета. Как и расходы Кариньша на спецрейсы.