РИГА, 16 ноя — Sputnik. Ответственная комиссия 15 ноября выслушала мнения экспертов по этим законодательным инициативам и договорилась, что нужно установить конкретные критерии для проведения досмотра и ответственных за это лиц.
Поправки, предложенные Батней, предусматривают, что в случае подозрений в недобросовестном поведении ученика, которое угрожает здоровью и жизни других учащихся, учебное заведение может проверить личные вещи ребенка. Также школы будут иметь право проверять ученика и его вещи в его присутствии, если есть подозрения в употреблении запрещенных предметов и веществ, и это угрожает здоровью и жизни других учеников.
В аннотации к законопроекту говорится, что после пандемии COVID-19 в учебных заведениях участились случаи проявления насилия, и у школ нет никаких юридических способов, чтобы оперативно реагировать на насилие и угрозы здоровью.
С другой стороны, предложение Ринкевичса предусматривает предоставление руководителю учебного заведения права досматривать вещи школьника при наличии обоснованных подозрений об угрозе насилия или других существенных угрозах безопасности в учебном заведении, связанных с опасными веществами и предметами, которые могут быть у школьника с собой.
Некоторые школы идут впереди законов
Нынешнюю ситуацию в школах обрисовали Батня, который параллельно работе в Сейме еще и учитель, и Рудольф Калванс, представитель Латвийской ассоциации руководителей образования. Батня рассказал, что в некоторых школах уже разработаны критерии досмотра вещей школьника в присутствии полиции, и такие правила должны быть во всех учебных заведениях.
По словам Калванса, поправки должны послать четкий и недвусмысленный сигнал семьям и обществу о том, что права молодых людей в школьной среде иногда могут быть ограничены.
В школах есть внутренние правила и распорядок, которые доводятся до учащихся и родителей, но необходимо дать детям понять, что при нарушении этих правил будут последствия, и более серьезные, чем вызов к директору.
Нужны четкие критерии
Приглашенные на заседание представители министерств сошлись во мнении, что поправки необходимы, но нужно четко определить критерии, в каких случаях осуществляется досмотр вещей ученика, а также определить, кто этим занимается и что происходит потом.
Также следует обратить внимание на самого ребенка — почему он, например, приносит в школу запрещенные вещества и почему он агрессивен.
Прозвучало предложение ввести гендерно-нейтральные обыски, но депутаты выразили сомнения, что это возможно при нынешнем количестве учителей-мужчин.
Представители Минобразования заявили, что досмотром не должны заниматься учителя — учитель должен быть доверенным лицом, а не следователем, поэтому лучшим решением было бы, чтобы досмотр проводил директор школы в присутствии двух учителей. Калванс с этим не согласился, заявив, что не нужно делать из директора "плохого дядю". В такой ситуации руководству школы необходимо предоставить эксклюзивные права на досмотр вещей учеников, иначе процесс будет очень бюрократичным, потребует электронных подписей, составления документов на пяти листах, адвокатов и судебных разбирательств, считает он. Если таких исключительных прав не будет, директора и их заместители вообще не смогут заниматься своей основной работой, сказал Калванс.
Как не перегнуть палку
По итогам заседания депутаты сошлись во мнении, что проблема есть и ее необходимо решать. Александр Кирштейнс (Национальное объединение) предложил подумать, не нужно ли восстановить спецшколы, как в свое время в Наукшени (учреждение социальной коррекции — ред.). Калванс не видит для этого оснований, поскольку все можно урегулировать законодательством.
Аугуст Бригманис (Союз зеленых и крестьян) призвал ознакомиться с опытом других стран, поскольку Латвия определенно не единственная сталкивается с этой проблемой, а Линда Лиепиня ("Латвия на первом месте") заявила, что "перерегулирование" не поможет в достижении цели, а также призвала избегать ситуаций, когда у ученика можно конфисковать оружие, но не алкоголь, принесенный в школу.
Внефракционный депутат Глория Гревцова заявила, что учитель в данный момент ничего не может сделать — он может позвонить родителям, которые решат, ехать им в школу или нет, а сами учителя никому не жалуются, потому что боятся журналистов, которые сделают их виновными.
"Даже если ребенок отдаст электронную сигарету, через пять минут он может купить у старшеклассника такую же. Может быть, следует усилить ответственность родителей? Меня могут наказать, если мой ребенок чем-то таким пользуется в школе", — сказала депутат.
Депутаты решили передать вопрос в комиссию по образованию, чтобы она проработала конкретные критерии, в каких случаях можно досматривать вещи школьника и каковы дальнейшие действия школы, если у него будут обнаружены запрещенные предметы или вещества.