РИГА, 13 ноя — Sputnik. Активисты из Даугавпилса обратились в Европейскую прокуратуру с требованием проверить закупку городом трамваев, сообщает передача Nekā personīga.
Предприятие Daugavpils satiksme объявило о закупке трамваев еще в апреле 2021 года. Два конкурса завершились безрезультатно, а на третий, в апреле 2022 года, было подано только одно предложение — от Даугавпилсского локомотиворемонтного завода (ДЛРЗ).
Однако контракт с ДЛРЗ также заключен не был, поскольку заявка якобы была подготовлена некачественно, а своим партнером завод указал чешскую компанию Pragoimex, замешанную в коррупционном скандале у себя на родине, - бывший член правления фирмы Ярослав Кремен был приговорен к тюремному заключению, штрафу в три миллиона крон и запрету управлять компаниями.
О четвертой закупке было объявлено в июне прошлого года. Среди ее требований было и такое: если Даугавпилс по каким-то причинам не получит деньги из европейских фондов, предназначенные для трамваев, поставщик должен будет компенсировать убытки. Только ДЛРЗ решился на такой риск. Партнером по-прежнему была чешская Pragoimex, но компания подала заявление о снятии судимости с бывшего члена правления, и на этот раз ее допустили к конкурсу.
Ранее даугавпилсское предприятие с 155-летней историей в выпуске трамваев замечено не было. Профиль ДЛРЗ - ремонт подвижного состава и металлообработка широкого спектра. Однако завод был близок к банкротству, а его сотрудники - к увольнению, и, возможно, было решено, что риск оправдан.
"Стоит отметить, что трамвай по своей сути прост по технологии, как утюг. Его можно сделать красивым или менее красивым, но в трамвайной конструкции нет ничего сложного. Поэтому мы можем производить трамваи в большом количестве", - отметили на предприятии.
В заявлении ДЛРЗ указано, что 50% всех работ выполнит Pragoimex. По словам представителя завода, пока ДЛРЗ модернизирует модель уже существующего трамвая, а позже планирует построить свою модель с нуля "и показать таким образом всему миру лучший трамвай".
Однако, по мнению некоторых городских активистов, ДЛРЗ ничего не производит.
Активист Глеб Беляев заметил, что даугавпилсские трамваи визуально идентичны трамваю EVO1 производства чешской компании Pragoimex. В Чехии такие вагоны продаются примерно в два раза дешевле, чем их покупают в Даугавпилсе. Активист Александр Шумский добавил, что в цехе ДЛРЗ нет необходимого оборудования для производства трамваев и завод не создавал 50 новых рабочих мест.
Иными словам, активисты подозревают, что ДЛРЗ просто купил в Чехии трамваи, выдал их за собственные, а разницу положил в карман. Своими подозрениями они поделились с Европейской прокуратурой.
Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш отверг высказанные подозрения. Daugavpils satiksme также утверждает, что местные трамваи не такие, как чешские.