РИГА, 27 окт – Sputnik, Владимир Дорофеев. Судя по всему, Латвии предстоит пережить смерть еще одного крупного предприятия. Даугавпилсский локомотиворемонтный завод (ДЛРЗ) на пике своего развития был градообразующим для второго по величине города Латвии. Сегодня он гибнет из-за охлаждения отношений с Россией, и поддерживать его Латвийское государство пока не намерено.
Чинить не перечинить
ДЛРЗ специализируется на ремонте железнодорожных вагонов и локомотивов, в основном советского послевоенного периода. Таких поездов полно по всему постсоветскому пространству, и, казалось бы, работа есть. Завод ремонтировал поезда из Латвии, Эстонии, России, Белоруссии, Узбекистана и даже Монголии.
Грубо говоря, похожие поезда катаются еще на 1/5 суши, и, в принципе, чинить их еще – не перечинить, если бы международная политика Латвии помогала экономическому сотрудничеству, а не наоборот.
Однако ситуация такая, какая есть, и зарубежные страны не спешат с заказами, благо и у них самих похожие предприятия имеются, и ситуации, в которой ДЛРЗ был бы незаменим, – нет.
Как пишет портал Delfi, рекорды прибыли этого завода пришлись на 2012 год, когда только на экспорте в Россию завод заработал 21,2 млн евро, что составляло две трети от всех заказов. После пошел резкий спад.
В прошлом году прибыль от торговли с Россией составила всего 4,7 млн евро, а в первой половине 2016 года – 2,6 млн. Суммы все равно не маленькие, но и кредитные обязательства, взятые на взлете, тоже большие.
Кто убил крупнейший завод Даугавпилса
Заводу нужно платить по кредитам в Swedbank, и шведский банк откладывать срок платежей не согласен. Причины банальные и очевидные: финансовое положение завода, мягко говоря, не блестяще, а объем заказов не увеличивается, а сокращается. К тому же первоначальный договор 2011 года планировал возвращение кредита к августу 2015 года.
Исходя из данных, опубликованных на портале Firmas.lv, ДЛРЗ оформил в пользу Swedbank коммерческий залог с максимальной суммой обеспеченного требования 20,27 млн евро. Этот залог обеспечивает кредитные договоры 2011 и 2013 годов, а также договор гарантии 2012 года.
В связи с чем откладывали выплаты? Вероятно, в ожидании получения прибыли от проекта модернизации латвийских пассажирских поездов. Однако ожидаемых прибылей не было, поскольку у поставленных поездов было довольно-таки много случаев поломок гарантийного ремонта.
Из-за этого предприятиям, участвовавшим в реконструкции, пришлось платить неустойку в размере 10% от проекта. А это 2,2 млн евро на четыре предприятия.
Владелец предприятия Олег Осиновский пишет, что, "завершив проект дизель-поездов, Латвия вернулась в число ведущих стран-производителей подвижного состава для железных дорог".
С таким утверждением согласны не все. В новостях все чаще всплывают дефекты новых составов, что как минимум вызывает удивление. Один из поездов и вовсе застрял в лесу. Как утверждает Осиновский, из-за "человеческого фактора".
"57 гарантийных ремонтов за четыре месяца у 20 вагонов, построенных по уникальному проекту, – в отрасли такой результат считается просто отличным", – полагает Осиновский.
Может, у поездов это и не так, не в курсе. Но, судя по тому, что европейское софинансирование на проект выделено не было, вероятно, и для поездов столь частое обращение в ремонт – не нормально.
Политические свары над трупом
Сейчас руководство завода просит помощи у государства. Примечательно, что за несколько дней до того дирекция завода, равно как и его владелец, обрушилась с критикой на партию "Согласие". Мол, если бы не вы, то мы бы на одних государственных и муниципальных заказах сделали бы столько денег, что и с банком бы рассчитались, и еще бы в прибыли остались.
Речь идет о поставках в Ригу трамваев. Был такой проект некоторое время назад – и сорвался. Как сообщили Sputnik источники в Рижской думе, действительно, конкурс на поставку был, завод предлагал поставить Риге трамваи, но чешский концерн Skoda предоставил лучшие условия. К тому же одно дело – патриотично заявлять о трамваях, "сделанных в Латвии", и совсем другое – провести окончательную сборку деталей трамвайных вагонов, произведенных в других странах.
Не пытаюсь быть арбитром в столь сложных технологических вопросах, возможно, и вправду число рабочих мест, обеспеченных сборкой трамваев для Латвии, компенсировало бы более высокую цену, и более спорное качество.
Но вот что по-настоящему странно – обсуждать в октябре конкурс на трамваи, прошедший в апреле. Полгода прошло, если никто не заметил. Чего ж раньше-то молчали?
Кроме того, поговорив с даугавпилсскими депутатами и уверившись в том, что завод горячо поддерживают все партии, в том числе и "Согласие", заметил такую, не самую приятную, деталь: все даугавпилсские политики используют бедственное положение завода для политической борьбы.
Помочь заводу рады представители всех партий Даугавпилса, да только руки коротки. Завод-то действительно платит зарплату пяти сотням рабочих, а если дела пойдут на лад – еще как минимум стольких же наймет. Помощь такому предприятию – мощнейший аргумент к скорым муниципальным выборам. Но реально помочь заводу может не самоуправление, а государство.
Кому выгодны "апрельские тезисы"
Достав в октябре с полки апрельские обиды, руководство завода, возможно, просто выбирает политическую сторону. Говоря об обидах на "Согласие", пытается заручиться поддержкой правящего "Единства", в которое входит также и Латгальская партия, которую возглавляет мэр Даугавпилса Янис Лачплесис.
Сложно сказать, окажется ли успешным такой маневр, но пока ни один из руководителей государства и министерств не высказался за то, чтобы предоставить заводу государственную поддержку. Пока речь идет о том, что необходимо ознакомиться с бизнес-планом, как заявил вчера агентству LETA премьер-министр Марис Кучинскис.
Также очень сдержанно прореагировала и министр экономики Дана Рейзнице-Озола, подтвердившая, что завод может претендовать на помощь государства, но не факт, что государство сможет ее оказать.
Вполне вероятно, что это не последний раунд переговоров. В конце концов, еще ничего не сказал представитель "Единства" министр экономики Арвилс Ашераданс, на чью поддержку, несомненно, рассчитывает ДЛРЗ. Sputnik Латвия продолжает следить за политической игрой вокруг возможности государственной поддержки завода.