Как-то сразу воодушевился Йенс Столтенберг, отмечает автор радио Sputnik Михаил Шейнкман. То слово лишнее сказать боялся, чтобы не спугнуть. А тут чуть ли не требует от парламента Турции ратифицировать протокол о вступлении Швеции в НАТО в "самые сжатые сроки". Дескать, чего ждать, если уже и сам президент признал ее своей.
Хотя среди прочего есть мнение, что Реджеп Тайип Эрдоган потому и отдал на откуп депутатам это дело, чтобы отстал от него Запад со своими уговорами. Подписав разрешение на членство скандинавов в альянсе, он умыл руки. Теперь на все воля Великого народного собрания. У них же все-таки демократия, а не какой-то там султанат.
При этом только в его партии, у которой абсолютное большинство, знают, что делать дальше, ибо вместе с официальными бумагами получили от правителя и инструкцию по их применению. Ею, а не призывом генсека НАТО, они будут руководствоваться.
И совсем не факт, что им предписано ускориться. Не исключено, наоборот – потянуть резину и подразнить клиента, помахивая перед его носом товаром. Мол, у нас все готово, а у вас? Ничего же из того, что требовала Анкара за согласие, она так и не получила.
В Швеции по-прежнему публично сжигают Коран, причем очередной спалили аккурат в день обращения Эрдогана к парламенту по ее вопросу. В Брюсселе даже не подумали возобновить переговоры об интеграции Турции в Евросоюз, хотя ее президент обещал только после этого взяться за "шведский кейс". Истребители F-16 – уж на что, казалось, плевое дело, учитывая страсть США к продаже вооружений, и те не тронулись с места.
Вывод. Либо Эрдоган лишь продолжает игру, тонкостью которой славится Восток, либо он получил гарантии на что-то такое, что пока не афишируется.
Ну, например, на тот самый многомиллиардный кредит МВФ (или что-то ему эквивалентное), о котором как-то проговорился Джо Байден, но даже слышать не хотели потенциальные получатели, называя это сплетнями. Все-таки экономический кризис в стране достиг такого пика, а лира такого дна, что уже можно быть посговорчивей. И за меньшую сумму. Из политических бонусов вполне возможен карт-бланш на свободу действий на Ближнем Востоке.
В любом случае Эрдогану глубоко плевать и на интересы Швеции, и на то, сколько стран в НАТО: 31 или 32. Жесткий прагматик, он пытался выжать из этой ситуации максимум. И коль пошел на уступки, стало быть, лично для себя посчитал задачу если и не решенной, то уже решаемой.
Другое дело, что он не из тех, кто удовлетворяется только этим. Тщеславен. Ему еще нужно мировое признание. Чтобы его гению и умению все обернуть в свою пользу аплодировали стоя. Но пока для оваций нет никаких видимых оснований.