РИГА, 8 окт — Sputnik. Начнем все же с конкретных проблем несостоявшихся зрителей. Судя по публикациям в интернете, их сотни. Но понятно, что с официальными жалобами до конкретных инстанций доходят отнюдь не все, пишет газета "Сегодня".
Деньги возвращают. Но не всем
Значительная часть компаний, проводящих мероприятия, которые попали под каток коронавирусных проблем, уже завершают свою деятельность, заявив о неплатежеспособности, а покупатели билетов подали кредиторские заявки.
Однако некоторые компании по–прежнему переносят и отменяют мероприятия, а деньги клиентам так и не возвращают, констатирует передача 4–я студия (LTV).
В частности, как подтвердил латвийский Центр защиты прав потребителей (ЦЗПП), из–за невозвращенных денег за билеты на несостоявшийся концерт певицы Zivert ЦЗПП получил 17 заявлений. Деньги были пока возвращены одному зрителю.
В связи с несостоявшимся концертом украинской группы Artik & Аsti в "Арена Рига" Центр защиты прав потребителей в 2022 году получил три жалобы, и все три решены положительно — деньги возвращены. В этом году одна жалоба находится в процессе рассмотрения у эстонских защитников потребителей.
ЦЗПП призывает каждого недовольного потребителя написать заявление, чтобы его можно было рассмотреть в комиссии по решению споров, которая скорее всего решит, что деньги зрители должны получить обратно.
"Решения комиссии являются рекомендательными. Мы, конечно, следим: если это требование не выполняется, мы ставим фирму в публичный черный список", — пояснила руководитель отдела информирования потребителей и коммуникаций центра Санита Гертмане.
Коллективные иски: как получить компенсацию
Что еще стоит в этой связи отметить: уже на следующей неделе, 15 октября, вступают в силу поправки к Гражданско–процессуальному закону и закону "О защите прав потребителей".
В частности, Сейм в окончательном чтении принял регламент о введении в Латвии коллективных требований потребителей.
Предусматривается освобождение от уплаты судебных издержек в подобных случаях, поскольку коллективные требования потребителей будут подаваться в интересах общества.
Коллективные требования смогут подавать потребители за нарушения своих прав в самых разных сферах: финансовые услуги, защита данных, путешествия и туризм, энергетика, телекоммуникации и др.
Что при этом отмечается: и сейчас ЦЗПП может наказать нарушителей — фирму или предприятие, заставить их прекратить "недобросовестную коммерческую практику" и т. д. Однако при этом не предусматривается возмещение ущерба для покупателей/клиентов. Для этого им необходимо индивидуально подавать иск в суд.
Но до суда многие не доходят. Стоит ли "простому" человеку судиться с крупной компанией, банками, домоуправлением? У них же возможности абсолютно несопоставимые. Поэтому многие решают не связываться, поскольку это дорого, сложно, занимает много времени. И это ставит покупателя/потребителя в неравное положение по сравнению с производителем, торговой компанией или поставщиком услуг и имеющимися у них ресурсами. Однако даже одно нарушение со стороны производителя, продавца или поставщика услуг может нанести ущерб большому количеству клиентов.
Как это должно работать:
- возможность подать коллективный иск означает, что потребителям, которым был нанесен ущерб в результате нарушения, не придется подавать индивидуальные иски в суд — от их имени может быть подан общий иск объединением потребителей, которому Центр защиты прав потребителей присвоит соответствующий статус;
- пострадавших потребителей будут информировать о возможности присоединиться к коллективным искам, чтобы охватить как можно больше "кинутых";
- от имени потребителей коллективный иск может подать квалифицированный орган — потребительское общество. Список их будет опубликован на домашней странице ЦЗПП и будет регулярно обновляться;
- после обобщения заявлений потребителей к коммерсанту должны обратиться с требованием о возмещении причиненного потребителям вреда — на это ему будет предоставлен по меньшей мере 14–дневный срок. Если же сторонам не удастся договориться — тогда в суд.