РИГА, 2 окт — Sputnik. Депутаты из вошедших в новую коалицию партий хотят отменить закон о еще не построенном Скултском терминале сжиженного природного газа, который придает проекту статус объекта национальных интересов. Соответствующий законопроект подан в Сейм, передает LSM.
Авторы законопроекта — девять депутатов (по три от "Прогрессивных", "Нового Единства" и Союза зеленых и крестьян) — отмечают, что сегодняшняя ситуация сильно отличается от той, что была в сентябре 2022 года, когда принимали закон "О Скултском терминале сжиженного природного газа".
По их мнению, он был нужен, чтобы повысить устойчивость поставок энергоносителей и, соответственно, способствовать строительству упомянутого терминала в Скулте. Но сейчас уже и Служба госбезопасности пишет, что "надо тщательно оценить экономическое обоснование строительства терминала и долгосрочные перспективы его деятельности", учитывая активное строительство мощностей для поставок сжиженного природного газа в регионе Балтийского моря. При этом у Латвии есть соглашение с Эстонией об использовании терминала СПГ в Палдиски, а госкомпания Latvenergo получила на 10 лет доступ к терминалу СПГ в Клайпеде, что уменьшает стратегическое значение гипотетического терминала в Скулте.
Поэтому они просят включить предложение об отмене закона в повестку дня ближайшего пленарного заседания Сейма.
Уже сообщалось, что в сентябре 2022 года Сейм принял законопроект, разработанный Минэкономики, который дает статус объекта национальных интересов терминалу СПГ в Скулте, но не предусматривает государственных гарантий поставок газа через него. В последующие месяцы предприятие Skulte LNG Terminal, которое продлило проект строительства терминала, сообщило, что нашло стратегического инвестора и представило предложения о желаемых формах сотрудничества, однако в конце февраля правительство отклонило предложенные инвестором условия.
Генеральный директор Skulte LNG Terminal Ренарс Микелсонс, комментируя решение правительства, не скрывал своего разочарования. Он, в частности, отметил, что компанию обвиняют в завышенных требованиях к участию государства в проекте, но, по его словам, условия не были чрезмерными. Так, в первые годы работы терминала от государства требовались гарантии в размере от 2 до 5 миллионов евро. Микелсонс привел следующие цифры для сравнения: размер поддержки со стороны государства для Клайпедского терминала составил 60 миллионов евро, терминал Inko в Финляндии потребовал от государства участия на 105 миллионов евро только в 2022 году. Так что объемы в Латвии несопоставимы.
План сотрудничества предусматривал отказ от приоритетных поставок газа в Латвию из Литвы и Финляндии, а также переход "к рыночным отношениям", через закачку газа в Инчукалнс и распределение его из газохранилища. Руководитель Skulte LNG Terminal отметил, что "юридически ситуация может стать сложной, если те преимущества и гарантии, которые правительство отказалось давать Skulte LNG Terminal, оно позже предоставит какому-либо государственному предприятию, которое начнет реализацию проекта".