РИГА, 27 сен - Sputnik. Комиссия Сейма по образованию, культуре и науке поручила Министерству образования и науки Латвии в течение двух недель разработать конкретные предложения по улучшению навыков чтения учащихся, передает NRA.
На встрече представители министерства и Государственного центра содержания образования (ГЦСО) представили депутатам видение мер, которые необходимо предпринять для повышения уровня грамотности школьников. Предложение предусматривает как развитие дошкольников и учеников младших классов, так и обучение родителей навыкам работы с грамотностью детей.
Председатель комиссии Агита Зариня-Стуре заявила, что этот вопрос "очень широк и проблематичен", поэтому необходимо определить "реальные шаги".
Ее интересовало, планируется ли вводить тесты на грамотность не только в первых, но и в старших классах, ведь часто говорят, что учителям трудно понять, связаны ли проблемы ученика с усвоением учебной программы с тем, что он не понимает предмет, или это связано с его грамотностью. Председатель комиссии подчеркнула, что у учителей нет методического инструментария в случае выявления у ученика проблем с навыками чтения.
В международном исследовании оценки грамотности PIRLS 2021 общие достижения латвийских учащихся по чтению были оценены в среднем в 528 баллов, что выше среднего показателя стран, в которых проводилось исследование. Но с 2016 года, когда проводилось предыдущее исследование, в показателях Латвии можно увидеть значительное падение навыков. В этих условиях была введена новая учебная программа, что является еще одной причиной снижения грамотности.
Исследование показывает, что 6% (примерно каждый 17-й школьник в Латвии) не понимают прочитанного текста. В предыдущих исследованиях такой результат фиксировался лишь у 1-2% учащихся.
Согласно определению PIRLS, учащиеся четвертых классов должны иметь достаточные для обучения навыки чтения, а не до сих пор учиться читать. Когда учащиеся отстают в чтении, они отстают и по другим предметам. Исследование также показало, что навыки чтения рижских школьников значительно выше навыков детей, проживающих в сельской местности.
Представители ГЦСО на заседании комиссии отметили, что по результатам учащихся на централизованных экзаменах также можно проследить различия в способности к чтению: некоторые ученики испытывают трудности с чтением и пониманием условий заданий. На читательские способности школьников влияет и использование цифровых устройств - дети выхватывают текст фрагментами, упуская часть смысла написанного.