РИГА, 13 сен — Sputnik. Дети постепенно теряют интерес к изучению необязательных предметов, включая родной язык и культуру, заявила директор рижской 34-й школы Натальи Рогалевой в передачи Rus.LSM.
С 1 сентября 2023 года все школы Латвии перешли к системе "единой школы", в ходе которой в течение двух лет общее образования планируют полностью перевести на государственный язык. Согласно закону, дети нацменьшинств могут изучать родные языки и культуру исключительно на факультативах после уроков.
Правительство планирует выделить на факультативы 57 тысяч евро. Эта сумма обеспечит школьникам три еженедельных занятия в группах по 25 человек. По прогнозам Минобразования, дополнительные уроки после школы выберет только каждый пятый ребенок.
По словам Рогалевой, школам уже выделили финансирование на организацию языковых кружков для детей нацменьшинств, однако она думает, что дети постарше ходить в них не будут.
"Как показывает практика, родители первоклассников с радостью отдают детей на факультативы по родному языку. Пока дети учатся писать и читать никаких проблем не возникает. Однако к 4 классу, когда элементарные знания уже получены, большинство детей теряет интерес",- объяснила она.
Со временем родители направляют своих детей в другие кружки, связанные со спортом, рисованием или музыкой. В четвертом классе только 70% родителей следят, чтобы дети продолжали ходить на языковые факультативы. К седьмому классу у детей начинается переходный возраст, во время которого они уже не видят смысла продолжать углубленное изучение родного языка, зная основу.
"Родители ссорятся с детьми, пытаются их переубедить или заставляют посещать занятия. Число детей к седьмому классу сокращается еще больше и достигает не более 50%",- отметила директор.
В этом году на родительских собраниях активно обсуждались вопросы об организации кружков. Большая часть родителей выступили за то, чтобы дети изучали родные языки и культуру. Однако у многих оказалась проблема со свободным временем – дети заняты в других кружках и не могут посещать занятия после школы.
"Единственное, что может сделать школа — это создать программу, дать помещение и педагога. Остальное зависит от родителей",- подчеркнула Рогалева.