РИГА, 8 сен — Sputnik. В состав комиссии вошли семь депутатов от семи фракций Сейма – Вилис Криштопанс ("Латвия на первом месте"), председатель комиссии, Харийс Рокпелнис (СЗК), Андрис Кулбергс ("Объединенный список"), Андрис Шуваевс ("Прогрессивные"), Эдмундс Юревицс ("Новое Единство"), Виктория Плешкане ("Стабильность") и Гиртс Лапиньш (Нацблок). Итоговый отчет комиссии поддержали Криштопанс, Рокпелнис, Кульбергс и Плешкане, Юревицс проголосовал против, а Шуваевс воздержался.
Из конкретных целей работы - в "болтологию"
Первоначально в задачи комиссии входило расследование возможной неплатежеспособности PNB Bank, обстоятельств принудительной самоликвидации ABLV Bank и приостановки деятельности Baltic International Bank. Однако генпрокурор Юрис Стуканс попросил комиссию учесть продолжающиеся уголовные расследования деятельности этих трех банков, которые еще не завершены.
Из-за чего на заседании 20 апреля комиссия решила определить конкретные цели и задачи, не включающие оценку деятельности трех банков. Задачами комиссии стали оценка соразмерности мер, введенных в рамках "капитального ремонта" финансовой системы с легитимной целью – предотвращением отмывания денег и финансирования терроризма через финансовую систему Латвии; оценка политики мониторинга сделок; оценка обоснованности действий и политики Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК), Службы финансовой разведки (FID) и Службы государственных доходов (СГД).
Выводы комиссии
В 105-страничном отчете комиссии говорится, что с момента формирования латвийского финансового сектора в 1990-х годах обслуживание денежных средств иностранных клиентов (нерезидентов) было его неотъемлемой частью. До 2018 года бизнес-модель большинства кредитных организаций, зарегистрированных в Латвии, заключалась в привлечении клиентов-нерезидентов и их средств – быть мостом между Востоком и Западом.
Комиссия пришла к выводу, что до 2018 года государство недостаточно контролировало риски, связанные с обслуживанием нерезидентов. Управление этими рисками в Латвии до 2018 года было слабым: в 2018 году Латвия получила неудовлетворительный рейтинг – 10 из 11 оценок Moneyval. Их получили как контрольные органы, так и все следственные.
Учитывая критическую оценку Moneyval в 2018 году и тот факт, что страна получила "красную карточку" в области финансового надзора, многие из проведенных после 2018 года реформ были жизненно необходимы. К такому выводу пришла комиссия. "Часть из реформ была реализована продуманно, часть – поспешно, без оценки всех выгод или потерь для страны. Предприятиям было предоставлено слишком мало времени для выполнения всех новых требований и правил, которые в спешке вводились государством, чтобы снова не попасть в "серый список" Moneyval", – говорится в заключении комиссии.
После 2018 года политика государства по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма была направлена на усиление контроля за деятельностью кредитных организаций, отмечает комиссия. Это усилило возможности контроля, сказалось на финансовом секторе, а также повлияло на контроль и санкции в отношении других субъектов права.
"Административная нагрузка на предприятия, связанная с выполнением всех требований против отмывания денег, оказалась чрезмерной", – говорится в заключении комиссии.
Комиссия сделала вывод, что в отношении оценки риска для клиентов и репутации предприятия, такая оценка обоснована. А требования, например, в отношении операций с низким уровнем риска, признаны чрезмерными. К тому же, латвийские банки не дают разъяснений о причинах отказа коммерсантам, что не дает им возможности улучшить свое положение. Предприниматели, имеющие счета в латвийских кредитных учреждениях, сталкиваются с трудностями при открытии новых счетов; стоимость ведения счетов в латвийских банках значительно выше; наблюдается недостаточное кредитование в производственном секторе, в частности, в секторе оборудования.
Предложения комиссии
В отчете также содержатся предложения по улучшению ситуации. Например, Минфину рекомендуется уточнить нормативную базу по отдельным финансовым преступлениям; Минфину и Банку Латвии в сотрудничестве с Латвийской ассоциацией финансовой индустрии – уточнить нормативную базу для юридических лиц, сделав обязательным наличие базового бизнес-счета у кредитных учреждений; Банку Латвии и Совету по конкуренции – оценить обоснованность повышенных по сравнению с Литвой и Эстонией затрат на обслуживание счетов кредитных учреждений и внести предложения по их снижению.
Банку Латвии рекомендуется, с учетом международного опыта, разработать конкретные предложения по развитию сотрудничества с кредитными организациями и зарегистрированными в Латвии финансовыми учреждениями с финтех-компаниями.
Мнения о работе комиссии
На заседании Сейма в четверг глава комиссии Вилис Криштопанс признал, что есть те, кто хочет спустить работу комиссии на тормозах и не работать, а другие хотят действительно что-то понять и исследовать. Он уверен, что если рекомендации комиссии будут учтены, то через полтора года Банк Латвии, скорее всего, будут возглавлять другие люди.
Руководитель фракции СЗК Сейма Виктор Валайнис оценил создание комиссии как одну из "самых сильных инициатив с самым большим вкладом", которые были сделаны оппозицией в течение нынешнего срока полномочий Сейма. В свою очередь, депутат Плешкане отметила, что в ходе работы комиссии были получены мнения экспертов в данной области, которые лягут в основу будущих исследований.
Однако евродепутат Лапиньш охарактеризовал работу комиссии как хаотичную. Он напомнил, что изначально комиссия преследовала две цели, в том числе изучение неплатежеспособности трех банков. По требованию генерального прокурора это не было сделано. Поэтому, сказал Лапиньш, была определена новая задача – изучить действия КРФК, FID и СГД, но в выводах и предложениях комиссии нет ни слова о СГД. Нет и ответа на поставленный вопрос о том, является ли "капитальный ремонт" финансового сектора причиной проблем в кредитовании.
"В Латвии существуют огромные проблемы с кредитованием и банками, но комиссия не выполнила свою задачу. Эта работа не была выполнена с необходимым качеством", – заключил Лапиньш.
Депутат Рокпелнис заметил, что самым большой успех комиссии – изменение риторики и отношения заинтересованных сторон к состоянию финансового сектора, к тому, что происходит с банками, с кредитованием. Кулбергс также признал, что "работа комиссии была не самой качественной", поскольку она затрагивала слишком широкий круг вопросов. "Мы рассматривали и прошлое, и настоящее, и было очень трудно найти решения", – заключил Кульбергс и согласился с Рокпелнисом, что комиссия уже достигла результата в том, что "лед тронулся" и люди начинают говорить об этих проблемах.
"Министр финансов говорит об этой проблеме, господин Рейрс говорит об этой проблеме в комитете по бюджету и финансам (налогам), Банк Латвии наконец-то говорит об этой проблеме. Все эти люди не говорили об этой проблеме раньше. В начале работы комиссии все было хорошо, никаких проблем не было, мы все делаем правильно. Так что один серьезный вопрос уже затронут", – признал Кулбергс.