РИГА, 4 сен — Sputnik. Департамент миграции Литвы (ДГБ) заявил, что идеология литвинизма в данный момент не представляет угрозы суверенитету и территориальной целостности Литвы, однако деятельность так называемых литвинистов может повысить уровень межэтнического напряжения, а споры на эту тему в публичном пространстве могут настроить белорусов против Литвы, сообщает LRT.
Что же такое "литвинизм", и чем он пугает литовцев?
Уроженец Беларуси Вадим Вилейта учился в в Институте международных отношений и политических наук Вильнюсского университета и посвятил свою магистерскую работу теме литвинизма и реакции на него литовского общества, в разные периоды времени. Он разделяет литвинизм на радикальный и умеренный.
Историческая теория умеренного литвинизма, по его словам, долгие годы преподавалась в школах и университетах Беларуси. Согласно ей, Великое княжество Литовское (ВКЛ) считается литовско-белорусским государством. Теория акцентирует историческую общность литовцев и белорусов, подчеркивает мирный характер их сосуществования в составе общей страны, а также совместное участие в войнах с крестоносцами и Москвой.
"То есть, это в целом такая умеренно-прозападная теория относительно происхождения белорусской нации как таковой, которая довольно дружелюбно относится к литовцам и частично к полякам, и согласно которой у белорусов и литовцев общее славное прошлое. Историки могут дискутировать, насколько большой вклад был литовского этноса или белорусского этноса в жизнь ВКЛ, но это теория, которую поддерживает немалое количество белорусов. Последовательными её сторонниками, согласно косвенных данных, в Беларуси являются примерно 30% населения", – говорит Вилейта.
Радикальный литвинизм, с другой стороны, считает, что белорусы, который правильно называть литвинами, являлись основным этносом в ВКЛ, и поэтому теперь они могут претендовать на всё наследие ВКЛ, в том числе на столицу Вильнюс.
"Это отдельное проявление радикальных настроений, которые могут существовать в любом обществе. Они могут существовать, например, в литовском обществе, где какие-нибудь радикалы могут заявлять о территориальные претензиях по отношению к Польше или Беларуси. Такие настроения могут существовать в польском обществе, среди, например, каких-нибудь футбольных фанатов, где радикальные правые могут заявлять претензии на Вильнюс. Отдельные такие проявления существует и в белорусском обществе, однако они совершенно не пользуются популярностью", – говорит Вилейта.
Популярны эти идеи, однако, среди части белорусских добровольцев, воюющих на стороне Украины: они критикуют деятельность объединённого переходного кабинета белорусской оппозиции, главой которого является придерживающаяся умеренных взглядов Светлана Тихановская, но поддерживают связи с экс-главой христианско-консервативной партии Белорусский народный фронт (БНФ) Зеноном Позняком. В недавнем интервью Позняк заявил, что передача Вильнюса Литве большевиками в 1939 году стала большой трагедией для Беларуси.
Эксперт по истории Беларуси Александр Фридман утверждает, что пик исторических споров между белорусами и литовцами пришёлся на конец 1980-х, начало 1990-х годов. Тогда оба государства пытались преуменьшить вклад друг друга в общую историю.
"Я бы отметил, что подобные тенденции были с обеих сторон. В Литве была в 1990 годы особенно выражена тенденция, в том числе и среди ученых, пытаться показывать историю ВКЛ, как фактически исключительно историю Литвы, без белорусского компонента. Что же касается серьёзных учёных или интеллектуалов, с обеих сторон, им было изначально понятно, что история ВКЛ – это общая история литовская и, соответственно, общая история белорусская", – говорит Фридман.
Он также уверен, что радикальный литвинизм среди белорусов является непопулярным.
При любых попытках белорусов прикоснуться к истории ВКЛ, в литовском обществе и политических кругах возникает страх перед литвинизмом, однако в случае политических изменений в Беларуси интерес к истории ВКЛ там будет только расти, считают эксперты.
Связь современных белорусов с историей ВКЛ – это то, что позволит этому народу отстраниться от советского наследия, преобладающего сегодня в Беларуси и в мышлении многих белорусов, уверен литовский историк, профессор Вильнюсского университета Альфредас Бумблаускас. Однако, по его словам, это приведет и к росту националистических идей, которые присущи и литовцам.
Основной причиной вновь возникших опасения по поводу литвинизма эксперты называют увеличившееся белорусское присутствие в Литве. Сегодня в стране проживает около 60 тысяч белорусов, чего невозможно не заметить.
По мнению Фридмана, исключение белорусов и Беларуси из общего исторического контекста также способствует радикализации диаспоры. Например, около года назад президент Литвы Гитанас Науседа посещал Чехию, опубликовал в социальных сетях фотографию у памятника Франциску Скорине, в подписи назвал его важным человеком для Чехии и Литвы, не упомянув Беларусь, что вызвало недовольство среди белорусов. Забыл он упомянуть белорусов и 160-летнюю годовщину Январского восстания 1863-1864 года.
Фридман считает, что выставление большинства белорусов как враждебно настроенных к Литве людей, несёт угрозу и для самой Литвы: "Ставка делается на низкие чувства: ненависть и нетерпимость. Это для Литвы, прежде всего, может иметь негативные последствия, для сосуществования различных групп населения в Литве".