РИГА, 30 авг — Sputnik. Латвийские студенты в сотрудничестве с управлением Энгурского порта и предпринимателями очищают Балтийское море от "сетей-призраков" и проводят исследования об их вторичном использовании, пишет nra.lv.
"В Рижском заливе много затонувших судов, и зацепившиеся за них сети образовали толстый слой", — рассказал управляющий Энгурским портом Янис Мегнис.
В очистке залива участвуют Латвийская морская академия, Рижский технический университет (РТУ), а также Центр науки и инноваций в сотрудничестве с нефтеперерабатывающим заводом Neste. Благодаря солидному финансированию от предпринимателей, студенты, ученые и сотрудники порта создают инновационные технологии в области экологии.
С чего начался проект?
Первой задачей команды стал буксир, затонувший еще до Второй мировой войны примерно за 3.6 километра от Энгурского порта. Судно было обмотано старыми рыболовными сетями. Оно находилось на глубине в 20 метров, поэтому "освобождением" занимались подготовленные технические водолазы.
"Обломки судна, вокруг которого были обмотаны рыболовные сети, мы обнаружили еще три года назад, но не смогли ничего сделать, поскольку это не только технически сложный, но и требующий финансовых ресурсов процесс. Средства, выделенные компанией Neste, позволили нам привлечь профессионалов и подготовить техническое оборудование, чтобы провести работы по очистке как можно скорее", — рассказал Мегниг.
Оказалось, что корабль был обмотан двумя сплетенными между собой капроновыми сетями – их общая длина составила около одного кубометра. Процесс очистки оказался усложнен тем, что за прошедшее время сети буквально вросли в обломки корабля. Водолазам пришлось их отрезать ножницами по кусочку. Большую часть работы они проделывали на ощупь, потому что на глубине 20 метров видимость составляет всего 0,5 метра.
Очистка корабля продолжалась два дня. Одно погружение длилось не более 45—50 минут, потому что дольше находиться на подобной глубине опасно для жизни. Водолазы поднимали сети с помощью специальных буев и на лодках перевозили в Энгурский порт.
По словам Мегниса, чистота Балтийского моря – это ответственность всего общества, а не что-то само собой разумеющее. От состояния воды зависит биологическое разнообразие моря. Например, за последние 30 лет существенно уменьшилось количество рыбы.
"И речь идет не только о сельди или кильке, а о ценной рыбе — судаке, лососе. Главная причина отсутствия рыбы — не ее вылов, а загрязнение моря, которое связано в том числе с обломками судов и старыми сетями", — подчеркнул он.
Участники проекта
Председатель правления Neste Latvija Армандс Бейзикис говорит, что проблема загрязнения моря долгое время находилась вне поля зрения общественности. Предприятие Neste Latvija искало способы уменьшить влияние затонувшего мусора на морских обитателей, а также выбирало партнеров для сотрудничества в этом деле.
В итоге Neste Latvija предоставило финансы на покрытие расходов пилотного проекта – подъема сетей под руководством технических водолазов.
Морская академия РТУ запланировала передать часть поднятых сетей своим студентам для исследований и более детального осмотра. Также учащимся предложат разработать свой вариант вторичного использования сетей.
"Все началось с того, что у меня в докторантуре начал учебу нынешний управляющий Энгурским портом Янис Мегнис. Он выбрал темой своей работы затонувшие суда и "сети-призраки", которые являются большой проблемой для маленьких портов. На базе этой проблемы строилась его диссертация. В Латвии эта проблема вообще не изучалась", — рассказала профессор РТУ Астрида Рийкуре.
Для начала исследований было необходимо финансирование, которое предоставило Neste. РТУ, Энгурский порт и Neste согласились, что затонувшие рыболовные сети представляют угрозу для всего мира.
"Мы решили обследовать побережье Балтийского моря, чтобы понять, сколько в море остовов судов. Одно из судов затонуло между Первой и Второй мировыми войнами, а сети, запутавшиеся вокруг него, были произведены в 70—80-е годы. Хлопковые сети намного старше, и они иначе ведут себя в сравнении с капроновыми сетями. Водолазы, отцепив сети, освободили много живой рыбы: в этих сетях до сих пор запутываются рыбы и даже тюлени. Животные погибают, потому что не могут выбраться из этих ловушек", — объяснила профессор.
Какую опасность несут рыболовные сети?
"Сети-призраки" несут угрозу для кораблей. Сеть опускается на глубину, когда в ней есть рыба, но когда "улов" внутри начинает гнить, сеть снова поднимается выше.
"Сети могут запутаться в винте двигателя проходящего судна и нанести серьезный ущерб", — предупредила Рийкуре.
Кроме того, в рыболовных сетях запутываются морские млекопитающие – тюлени и дельфины. Зачастую выбраться из "ловушек" у животных не получается, и они погибают.
Пока серьезные исследования о влиянии рыболовных сетей на морской мир ведутся только в скандинавских странах, однако в ближайшее время внимательнее на эту проблему взглянут и страны Балтии, уверена профессор.