РИГА, 14 авг — Sputnik. Дерусификаторша Лиана Ланга сыграла не последнюю роль в недавнем конфликте экс-депутата Рейниса Знотиньша с русскоязычными соседями, заявил доцент и ведущий исследователь Латвийского университета Игорь Губенко в эфире дискуссионной передачи "Кто вам платит?" RUS TVNET.
В начале августа бывший депутат Сейма Рейнис Знотиньш ("Консервативные") сообщил, что вступил в конфликт с русскоязычными соседями - по его словам, он пытался добиться того, чтобы соседи говорили с ним на латышском языке. Однако потом появилось видео, из которого стало очевидно, что люди говорили на русском между собой, а не со Знотиньшем.
При этом в момент скандала экс-депутат был пьян и вел себя неадекватно, досталось даже приехавшим на вызов сотрудникам полиции – им политик откровенно хамил и угрожал звонком министру внутренних дел Марису Кучинскису.
Комментируя данную ситуацию, ведущий исследователь Латвийского университета Игорь Губенко отметил, что высказанные Знотиньшем угрозы и оскорбления имели одиозный характер. Несмотря на борьбу с двуязычием в Латвии, подобное поведение политика недопустимо.
"То есть, даже если бы межэтнические отношения там вообще не были актуализированы, эти утверждения - "я руковожу этой страной, и поэтому тебе, соседу, нужно слушать, что я говорю" - совершенно недопустимы. Невозможно их оправдать".
По мнению Губенко, определенную роль в случившемся сыграла Лиана Ланга со своей кампанией по дерусификации Латвии. Ланга состоит в партии "Консервативные", членом которой был Знотиньш. В 2021 году она даже была кандидатом на муниципальных выборах в Огрском крае от этой партии и помощницей депутата 13-го Сейма Дагмары Бейтнере-Ле Галлы от этой же партии.
В Латвии Ланга знаменита инициативами, разжигающими межэтнические трения в обществе. Например, одной из ее последних идей было подписание меморандума "о продвижении интересов госнации", в котором она выступила за превосходство латышей над нацменьшинствами.
Как отметил Губенко, незадолго до ухода с поста президента Эгилс Левитс наградил Лангу памятной медалью "за продвижение Латвии как национальной страны и латышского языка как публичного языка общения, за борьбу против выражений последствий колониализма советской и царской России и за гражданскую смелость и активность".
Это, по мнению Губенко, показало, что латвийское общество больше не нуждается в Ланге и ее националистических идеях – им пора уйти на покой.
"Тот факт, что она [награда] была вручена непосредственно перед уходом президента... в какой-то степени он маркировал Лангу и ее инициативу как нечто, что принадлежит к этому, заканчивающемуся этапу", - подвел итог Губенко.