РИГА, 31 июл — Sputnik. Не этого ожидала семья украинцев в Латвии: сотрудники таможни отобрали у них все деньги, а отец семейства стал подозреваемым по уголовному процессу о легализации средств, возможно, полученных преступным путем, сообщает Neatkarīgā Rīta Avīze.
Руслан Черкашин жил в Мелитополе. После того, как Запорожская область вошла в состав РФ, он решил уехать из города. Когда выяснили, что сыновей нельзя мобилизовать в российскую армию из-за проблем со здоровьем, семье разрешили выехать в Латвию.
Он отказался брать гражданство и паспорт Российской Федерации, поэтому продать свой дом не смог - такую сделку нельзя совершить без российского паспорта. Руслан - фермер, он выращивает зерно, и продал его по очень невыгодной цене. Продал он и два автомобиля. Его жена и мать продали свои золотые украшения.
В итоге с собой они везли довольно крупные суммы наличных в украинских гривнах, а также в российских рублях, долларах и евро — в общей сложности около 60-70 тысяч в пересчете на евро. Деньги были разложены по нескольким пакетам и спрятаны так, чтобы их было непросто найти, поскольку Черкашины опасались воров, грабителей, полиции и солдат.
В тот день, 27 июня, когда они подъехали к пропускному пункту на границе России и Латвии, шел сильный дождь. "Семья пешком пришла от российской таможни, подошла мама, подошла жена. Тогда таможенник сказал, что если в машине едут пять человек, то пять человек должны ехать. Спрашиваю, а как быть, если нас, например, восемь? Он сказал: двое регистрируются здесь, а все остальные проходят как пешеходы. Мы так и сделали: вдвоем с водителем зарегистрировались в машине и въехали на таможенную территорию Латвии, а моя семья и жена водителя шли следом за нами", — рассказывает Руслан.
Таможенник-кинолог спросил, есть ли деньги, которые мы хотели бы задекларировать, Руслан ответил, что деньги есть у всех, и предложил их показать, но таможенник отказался — попросил показать деньги только самого Руслана. Спустя буквально двадцать метров оказалось, что деньги показывать все же надо, и вся семья достала их из сумок.
Руслан под диктовку таможенника заполнил декларацию на латышском, которого не знает. Кинолог пообещал ему, что после этого они смогут ехать дальше. А затем деньги у семьи отобрали, а Руслана увезли в Ригу и поместили в следственный изолятор.
"С огромной радостью и облегчением приехали в Латвию, считая, что теперь весь ужас позади, что мы в Европе, где демократия и верховенство закона... Но латвийская власть считает меня преступником", — говорит он.
После того как Руслана выпустили из изолятора, заботу о нем и его семье взяло на себя государство и самоуправление. У Руслана Черкашина тяжелое заболевание легких, из-за которого он получил инвалидность, но в тех помещениях, которые им сначала предоставили для жилья, стены оказались покрыты плесенью, что может вызвать приступ у человека с больными легкими.
Затем семье выделили номер в служебной гостинице на улице Прушу в Риге, где нет плесени, зато очень маленькая душевая и очень маленькая кухня, на которой нет плиты. К счастью, у семьи была с собой небольшая электрическая плитка, на которой можно приготовить еду.
За этот месяц Руслан Черкашин встретил много отзывчивых латвийцев, которые и накормили семью, и оказали им другую необходимую помощь. Сейчас у украинцев есть и посуда, и мука, и макароны, и масло — нет только денег, которые отобрала таможня, и возможности жить, не сидя на шее у государства и отзывчивых людей.
Присяжный адвокат Нормундс Шлитке называет эту ситуацию просто абсурдной.
"Неужели таможенники не в состоянии отличить отмывателей денег и финансистов терроризма от отчаявшихся украинских беженцев, пытающихся выжить? — возмущается Шлитке. — В постановлении о признании лица подозреваемым говорится, что Руслан Черкашин пытался скрыть деньги от таможенников. Но это неправда. Он ничего не пытался скрыть, он выполнял все указания таможенников".
В Службе госдоходов объяснили, что за последний год участились случаи, когда обворовывают украинские банки и похищенные деньги (именно в украинских гривнах) вывозят в Евросоюз, чтобы обменять их на другую валюту и таким образом легализовать эти незаконно полученные деньги.
По мнению таможенников, у людей, которые выезжают с новых территорий России, гривен с собой быть не должно, поскольку эта валюта там не имеет хождения. Поэтому людей, которые везут с собой гривны, могут задерживать на границе, а деньги забирать.