Бизнесмен: зачем запрещать перевозки из Беларуси - может, придется картошку там покупать

LDz в конце июня приостановила сотрудничество с Белорусской железной дорогой, неправильно интерпретировав санкции ЕС, хотя другие страны региона продолжили перевозки из Беларуси
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 19 июл — Sputnik. Внезапное решение прекратить перевозки грузов через Беларусь, которое в конце июня приняло руководство государственного акционерного общества Latvijas dzelzceļš (LDz), принесло не только материальные убытки предпринимателям, но и нанесло серьезный репутационный ущерб LDz и стране, заявил Андрис Спулис, владелец ООО Business Support Services, в интервью Neatkarīgā.
23 июня 2023 года в силу вступил 11-й пакет санкций Евросоюза, в который включен и руководитель Белорусской железной дороги Владимир Морозов. На основании латвийской интерпретации санкций, а также заключения, подготовленного внешним консультантом (Cobalt), LDz приостановила сотрудничество с Белорусской железной дорогой.
Литовская, Польская, Немецкая и Австрийская железные дороги продолжили транзит грузов, пересекающих территорию Беларуси. На очередном заседании транспортного коридора солидарности Европа-Украина 6 июля представители ЕК подтвердили, что существующие санкции разрешают сотрудничество с Белорусской железной дорогой и транзит грузов через Беларусь. Транзит железнодорожных грузов в направлении Беларуси Латвия восстановила только 13 июля.
Уже тринадцатый год клиенты Business Support Services сотрудничают с белорусскими компаниями. В основном это крупные западные компании. Грузы из Беларуси они перевозят по железной дороге до латвийских портов, откуда они дальше идут в Западную Европу и другие части мира. Глобальные компании планируют свою работу на долгосрочную перспективу. Следовательно, точно рассчитано время, за которое продукт или сырье приобретаются в Беларуси и прибывают в порт, где в это время находится зафрахтованное судно, и когда оно будет выгружено в порту Западной Европы или другой стране и достигнет дальнейшего переработчика. Любая задержка на одном из этапов транзита приносит компаниям огромные убытки.
"Если твой бизнес, по которому подписаны контракты, три недели "висит в воздухе", в первую очередь возникают убытки из-за того, что ты не выполняешь контракт, и применяются штрафы. В условиях нынешней конкуренции штрафы просто дикие, и никого не волнует, что судно в Рижском порту не загружено, потому что Latvijas dzelzceļš согласовывает с МИД или Брюсселем, можно ли что-то везти в сторону Беларуси.
Транзит
Латвия запуталась в санкциях. Транзит грузов через Беларусь закрыли, но быстро передумали
Возникает вопрос, кто будет компенсировать эти потери. Их сумму можно посчитать совершенно точно. Второй вопрос – как после произошедшего решит поступить компания, которая для работы выбрала один из наших портовых терминалов? В качестве примера могу привести крупную западноевропейскую компанию, которая недавно приняла решение о переезде из Клайпедского порта в Ригу. Они рассчитывали, что здесь условия будут более благоприятными. А теперь у них весь бизнес остановлен на три недели! Интересно, какое решение они примут? Неужели продолжат сотрудничество с Латвией? Сегодня потерять клиента можно очень быстро, а как его вернуть, чтобы он работал через Латвию и оставался здесь, чтобы государство зарабатывало на налогах, чтобы и LDz зарабатывало на своих тарифах, чтобы и портовые терминалы зарабатывали? Если один из крупных клиентов порта сейчас покинет Латвию, это будет очень плохим сигналом и для всех остальных. Грузов больше не становится. Грузов становится меньше, а конкуренция за эти грузы возрастает в несколько раз", - пояснил Спулис.
Бизнесмен не стал раскрывать, будут ли его клиенты требовать возмещения убытков, но подтвердил, что недовольство происходящим очень большое: "Трудно сказать, когда это недовольство перерастет в какие-то судебные иски. Но при этом наши соседи поляки и литовцы просто двигаются вперед, а латвийским чиновникам надо было бы об этом подумать".
Спулис обратил внимание на еще одну проблему. По его словам, все, кто работает с рынками Беларуси и других стран на востоке, должны учитывать санкционную политику. В последние годы санкции стали одним из элементов ведения бизнеса. "А что мешает государству навести в этих вопросах порядок? Санкции не являются чем-то экстраординарным. Это юридические решения, принятые международными институтами. У нас в Латвии есть один центральный орган, который по закону определен координатором этих процессов, и это министерство иностранных дел. Почему одно государственное учреждение или компания может его выполнить, а для других это проблема? Из-за бездействия и нерешительности руководства наших госпредприятий наносится огромный ущерб", - считает Спулис.
По его мнению, этот прецедент приостановки грузоперевозок создает реальные риски того, что бизнесмены не захотят перевозить грузы транзитом через латвийские порты. Он подчеркнул, что речь идет о западных компаниях, поскольку деятельность латвийских предприятий в Беларуси снизилась до минимума.
"Наша обширная деятельность закончилась в прошлом году. Сейчас мы можем говорить только об очень маленьком бизнесе, - около десяти тысяч тонн грузов. Это товары, которые покупают западные клиенты — продукты питания, сырье, сельхозпродукция, вернее, сырье — нефть, продукты переработки сахара, которые идут дальше на заводы в Западной Европе. Тем, которые в дальнейшем производят, например, корма для животных и так далее. И это сырье покупается не потому, что кто-то очень хочет взять на себя дополнительные риски, получая прибыль, а потому, что Европе этого не хватает. А если в этом году не будет урожая или урожай будет плохой? Где мы это будем покупать? Возможно, придется покупать картошку в Беларуси", - сказал Спулис.