Анонсированное и даже закрепленное на законодательном уровне досрочное отключение Литвы от энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва, Латвия) может так и остаться на бумаге. Ближайшие союзницы и соседки по ЕС и НАТО — Латвия и Эстония — саботируют литовскую прыткость, пишет колумнист Владимир Матвеев на сайте Sputnik Литва.
"Как говорится, надежда умирает последней, но, как показывает направление, мы все еще зависим от эстонцев. Если они не изменят свою позицию, то, к сожалению, это будет по их графику, а не по-нашему, потому что мы не можем выйти (из БРЭЛЛ) в одиночку", — ронял скупую слезу перед журналистами Рокас Масюлис, глава государственной литовской компании по передаче электроэнергии Litgrid.
А ведь как радовались литовцы в антироссийском угаре, когда принимали в Сейме в июне этого года закон о том, чтобы синхронизировать свою энергосистему на год раньше оговоренного в контракте срока — в 2024-м вместо 2025-го. И что теперь делать с тем законом? Отменять из-за прагматичных эстонцев?
"Начало 2025 года — это уже дата, когда должна произойти эта синхронизация, потому что по контракту БРЭЛЛ это именно то время, когда должна произойти синхронизация, поэтому ничего нового они (Латвия и Эстония) не предлагают. Они просто предлагают дату, которая реалистично должна была быть. У нас складывается впечатление, что ни латыши, ни эстонцы очень подробно не продумывали, как они отключатся от России, потому что они не проанализировали досконально соглашение и не подготовили четкого плана, как будет происходить это отключение", — сокрушается Масюлис.
В 2019 году страны Балтии договорились выйти из БРЭЛЛ не позднее начала 2026 года. Это соглашение утвердила Еврокомиссия. Но Литва же хочет сделать это уже в 2024-м. Эстония, просчитав все вероятные убытки, не согласна с такой спешкой.
Согласно действующему договору, по которому в три балтийские республики поступает дешевая электроэнергия из России и Белоруссии, об отключении в одностороннем порядке надо предупредить заблаговременно — за полгода. В противном случае договор автоматически продлевается еще на год. И если этого не сделать до 7 августа (а договор продлевается в феврале), то придется платить огромную неустойку за нарушение условий.
"Ускоренная синхронизация — это вариант, который обсуждался между странами-участницами, с Еврокомиссией и внутри самих стран. Ничего еще не решено, поэтому необходимы дальнейший анализ и обсуждения, чтобы выяснить, каковы риски и какие условия возникнут в результате переноса срока на любой обсуждаемый возможный срок. <…> В настоящее время мы рассматриваем вариант, при котором все приготовления к синхронизации были бы завершены к концу 2025 года", — завили в эстонской компании Elering.
Максимум, на что согласны эстонцы, — перенести сроки синхронизации с конца 2025 года на начало.
"Рассматриваются все сценарии, все сценарии на столе, я не могу комментировать на сегодня… Никакая возможность — ни остаться, ни выйти — не исключена, и мы будем изучать и смотреть, что делать", — заявил глава Litgrid.
Кстати, в понедельник глава литовского энергохолдинга впервые раскрыл цену замены электроэнергии "восточного агрессора" на "демократическую" европейскую. По словам Масюлиса, для средней семьи, потребляющей около 140 киловатт в месяц, электроэнергия станет дороже: для потребителей в Эстонии в среднем на 60 центов в месяц, в Литве — на 50 центов, а в Латвии — на один евро.
"Я не знаю, большая ли это сумма, чтобы (Эстония) оставалась вместе с россиянами. Пятьдесят центов в месяц [в Литве] — не знаю, большая ли это сумма. На мой взгляд, она небольшая", — заявил Масюлис.
Получается, что глава Litgrid подтвердил, что повышение стоимости электричества после синхронизации неизбежно. А вот насколько можно доверять приведенным Масюлисом цифрам? Вопрос вопросов. Пол-евро — сумма, конечно, несущественная даже для малообеспеченных жителей Прибалтики.
Но, как известно, слова чиновников и политиков надо делить или умножать — в зависимости от ситуации — на -дцать. А когда потребители в 2025 году получат первые счета за европейскую электроэнергию, то где будет к тому времени трудиться Масюлис — неизвестно. Значит, отвечать за свои слова он сможет лишь пожиманием плеч и милой улыбкой, мол, ну так получилось. Но обратной дороги к российской дешевой электроэнергии уже не будет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.