РИГА, 18 июл — Sputnik. Специалисты отрасли говорят, что первая половина сезона была обнадеживающей, удалось собрать даже немного больше меда, чем обычно. Однако надежды рухнули из-за продолжительной засухи. "После Янова дея – засуха. Все зацвело. Липа цвела лишь местами – они весной в мороз замерзли. Сейчас остается надеяться на влагу, может вереск будет, но и он сильно подсох. Пчела пока в гречихе. Гречиха цветет, но меда мало", — рассказал пчеловод и руководитель Сигулдского отделения Общества пчеловодов Янис Кронбергс.
Наряду с кризисом энергоресурсов в пчеловодстве подорожало и производство. Также, по мере сокращения денег в кошельках у людей, становится все труднее продать мед. Об этом не беспокоятся только те, для кого пчеловодство – это просто хобби.
Цена меда на экспорт снизилась примерно на 40%, что очень важно для владельцев крупных пасек. Как поясняет глава ассоциации пчеловодов Армандс Краузе, на экспортный рынок существенное влияние оказывает наплыв украинского меда.
"Те же проблемы, что у зерноводов, начинают проявляться и в других отраслях сельского хозяйства. Если пчеловод, как и любой производитель, не сможет сбалансировать свои доходы с расходами, велика вероятность, что в отрасли наступит кризис, и многие перейдут на другие виды производства".
Проблемы на рынке экспорта меда ощущают и вспомогательные отрасли. Владелец Nemiers plus Андрей Пашков признал: "Во время пандемии COVID-19 некоторые ведущие пчеловоды ушли из жизни, продолжать работу некому, поэтому на рынке появилось большое количество хорошего, малоиспользуемого инвентаря. Цены на мед так упали, что это уже не бизнес и не источник дохода, а дорогое хобби".
Выход из нарастающего кризиса в пчеловодстве нужно искать на месте, в Латвии. Необходимо пытаться изменить отношение потребителей, убедить в том, что мед — это не только лекарство, это настоящий заменитель сахара. В настоящее время в законодательстве продвигаются изменения в маркировке меда, которые облегчат получение информации о происхождении меда в магазине. Краузе рассказал: "Это означает, что нельзя будет указать: "смесь меда из Евросоюза и вне Евросоюза", в которой может быть 10 килограммов латвийского меда и 900 килограммов – аргентинского. Будет необходимо написать четко и ясно, что 99% аргентинского меда, а еще есть латвийский. Я думаю, это поможет покупателю понять, что он покупает. Существующая система маркировки меда, на мой взгляд, вообще обманывала покупателей".
Улучшить ситуацию в пчеловодстве надеются и за счет введения меда в ежедневный ассортимент продуктов, а также в школьное питание.