РИГА, 17 июл — Sputnik. Пассажиропоток в авиаперевозках по сравнению с предыдущим годом увеличился, но в первом квартале этого года во всех трех странах Балтии снова упал и не смог вернуться на допандемический уровень. А Латвия выделяется среди стран Балтии быстрым сокращением железнодорожных и наземных грузовых перевозок.
Литва – единственная среди стран Балтии, где наблюдаются существенные улучшения в нескольких подсекторах транспортной отрасли. Например, стремительный рост с конца прошлого года зафиксирован в наземных грузоперевозках – их объем вернулся к уровню, который в последний раз наблюдался во втором квартале 2021 года. В то же время объем железнодорожных грузов за последний год в Литве сократился на 39%, что отчасти можно объяснить санкционным режимом в отношении России и Беларуси. Схожая ситуация и в Латвии, где в 2023 году прогнозируется исторически низкий объем железнодорожных грузов.
Уровень рисков в транспортно-логистическом секторе в глобальном масштабе остается высоким. Эксперты Coface поясняют, что в настоящее время на транспортную отрасль негативно влияет так называемая стагфляция, которая характеризуется инфляцией, замедлением темпов экономического роста, а также безработицей. Для транспортно-логистической отрасли это означает снижение спроса и уменьшение объема грузов. Непростой остается ситуация и в сфере воздушного транспорта, в последние годы ослабленного ограничениями из-за пандемии. Таким образом, общие риски остаются высокими из-за высоких затрат на энергию и вялого мирового спроса.
В странах Балтии пассажиров меньше
Авиаперевозки — сегмент, который в транспортной сфере от пандемического кризиса пострадал больше всего, поэтому в настоящее время восстанавливается динамичнее всего, но в целом ситуация непростая. Например, в странах Балтии снижение общего количества пассажиров с третьего квартала прошлого года зафиксировано как в четвертом квартале прошлого, так и в первом квартале этого года. Количество коммерческих рейсов во всем мире увеличилось и в настоящее время превышает допандемийный уровень, но заполняемость мест по-прежнему ниже. Например, в Азиатско-Тихоокеанском регионе общее количество пассажиров в апреле 2023 г. увеличилось на 171% в годовом исчислении, но оно ниже, чем в 2019 г. (-18% - если сравнивать апрель 2019 г. и 2023 г.).
Положительным признаком для развития авиационной отрасли являются новости о крупномасштабных заказах новых самолетов авиакомпаниями США и Западной Европы, поэтому оценка рисков отрасли в некоторых странах, например во Франции, улучшилась.
Прибыль морских перевозчиков упала
Иная ситуация в секторе морских перевозок, который в последние два года был в основном успешным – сейчас активность падает. Падение морских фрахтовых ставок, высокие затраты на энергию и стагфляция сказываются на финансовых показателях морских перевозчиков. Например, у флагманов отрасли – Maersk и CMA CGM – в первом квартале 2023 года выручка снизилась на 26% и 30%, соответственно, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (хотя они все еще значительно выше уровня первого квартала 2019 года).
Это снижение выручки в основном связано с влиянием цен (снижением фрахтовых ставок) и в меньшей степени со снижением объемов фрахта. Индекс контейнерооборота в январе-апреле 2023 года снизился всего на 3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Это падение объемов частично влияет на железнодорожный и автомобильный транспорт, который используется для перевозки грузов из портов.
С другой стороны, грузовые перевозки в настоящее время выигрывают от более низких затрат на энергию и топливо, чем в 2022 году, что позволяет морскому, железнодорожному и автомобильному транспорту частично компенсировать снизившиеся объемы грузовых перевозок.
По мнению экспертов Coface, в ближайшее время негативное влияние на транспортную отрасль не уменьшится. Ожидается дальнейшее замедление мировых темпов роста, а стагфляция будет стоять на глобальной повестке как минимум до конца 2023 года.