РИГА, 12 июл — Sputnik. Латвийский директор Всемирного фонда дикой природы Янис Розитис заявил, что, по его мнению, лет через 10—15 праздник такого уровня будет под строгим учетом с точки зрения влияния на окружающую среду. "Сейчас это делается добровольно, даже с легкой шуткой, как своего рода социальная ответственность, но, думаю, это последний праздник в таком виде", — заявил он.
"Звучит как угроза Празднику песни и танца, за которым фонд в будущем будет надзирать, изучая влияние на климат. Насколько понимаю, цель – климатическая нейтральность Праздника песни, что бы это ни значило", — прокомментировала Элита Вайдемане слова Розитиса. В Neatkariga Вайдемане опубликовала подробный текст о том, как и кто критикует и хочет запретить Праздник песни и танца в Латвии. Приводим текст статьи далее.
Ансамбль либеральных нытиков
В интернет-журнале Satori появился разговор с несколькими людьми, которые фактически сошлись в хоровом нытье о том, что традиционный праздник является националистическим, неинклюзивным и вообще никуда не годится.
"Не получается ли так, что все предпраздничное движение в промежутке между праздников балансирует на весьма опасной националистической почве, в которой воспеваются те трудноопределимые ценности, полуругательски именуемые традиционными?" – риторически спросил журнал. И раздались радостные голоса, мол, да, это действительно так! Традиционные ценности нужно брать в кавычки, потому что их либо не существует, либо они настолько безумно националистичны, что неприемлемы!
Социолог Янис Даугавиетис в упомянутой публикации заявил: "Руководитель Национального культурного центра Сигне Пуяте рассказала, что шла борьба за включение меньшинств в процесс Праздника песни, которых, конечно, куда-то оттеснили. Произошло это в конце девяностых, но понятно, что название "Латышский праздник песни и танца" — это выдумка латышских националистов. Это по-прежнему остается отчетливо националистическим мероприятием, где присутствует латышский язык, латышские песни, латышские танцы".
Видимо, социологу непонятно, что это – какой кошмар! – это латышский Праздник песни и танца, на котором звучат латышские песни и исполняются латышские танцы. В "русские времена" также проходил Праздник песни, и на один из них – в 1985 году, когда советский народ праздновал 40-летие Победы в Великой Отечественной войне, в Межапарке на сцене среди хористов появились одетые в форму солдаты Советской армии. И на русском прозвучало несколько советских песен, например "День Победы".
Хореограф Рудолфс Гединьш продолжил: "Праздник в качестве общенационального события мы должны интерпретировать иначе. Мы все объединяемся в песнях и танцах, вместе льем слезы о том, как прекрасна эта нация. Однако сквозь эти установки просвечивают противоречия — что это, у кого оно есть, кто это смотрит, кому это интересно?" Конечно, не всех интересует дух, сила и красота той или иной нации, которая отличается от других. Особенно не интересно это либеральным марксистам разного ранга: все должны быть равны, потому что это инклюзивно. Иначе это токсично. А латышский Праздник песни и танца, по мнению участников разговора Satori, токсичен.
Дело не в стаканчиках, дело в мероприятии
"Это будет последний праздник в таком виде", — предупредил Янис Розитис, латвийский директор Всемирного фонда дикой природы. Следующий, очевидно, будет климатически нейтральным. Он сказал: "Прошедший праздник песни мы не можем назвать ни климатически благоприятным, ни климатически нейтральным, ни "зеленым". Можно назвать это попыткой двигаться в сторону более экологичного праздника. Сами организаторы поняли, что им стоит подумать о влиянии на окружающую среду. Значит, надо больше подумать о мобильности: надо пользоваться общественным транспортом, надо позаботиться о парковке велосипедов и т. д.".
Оказывается, участникам праздника впервые предложили вегетарианскую пищу, и ее выбрали около 10% участников. "Производство мяса существенно влияет на окружающую среду. "На Земле живут восемь миллиардов человек, и если все они хотят есть мясо, то для его производства нужны огромные площади и ресурсы, а это сильно влияет на климат, — заявил Розитис, — и это научно доказано". Правда, научные публикации он не назвал, но, как всегда, поверим ему на слово, потому что мясо, съеденное примерно 40 000 участниками праздника, уже серьезно повлияло на климат.
Насколько понимаю, выброшенные пластиковые бутылки также влияют на климат. Но было бы гораздо проще, если бы люди не бросали их под лавку, а взяли с собой и выбросили в соответствующий контейнер, не так ли?
Однако оказывается, что дело не в бутылках или стаканах, а в самом мероприятии. Например, Всемирный фонд дикой природы не будет заниматься гей-прайдом, потому что прайд "не получает государственного финансирования". "Мы с удовольствием взялись бы и за автопробеги, хоккейные чемпионаты, марафоны. Если организаторы проявят интерес к сотрудничеству, мы готовы изучить влияние этих мероприятий на окружающую среду", — сказал Розитис. "Но в сравнении… Праздник песни насчитывает 41 тысячу участников и около 175 тысяч посетителей. А на Прайд собралось едва ли больше 2000 человек. Тем не менее мы порекомендовали основы для марафона и готовы перенести наш опыт на музыкальные фестивали в Латвии".
А то, что люди дышат и, простите, выделяют газы, не влияет на окружающую среду? "Все мы люди, мы живые", — оправдывался Розитис и пояснил, что сам в основном передвигается пешком, на велосипеде или на общественном транспорте. "Но бывает, что сажусь за руль. Иногда приходится перевозить тяжелые вещи, которые на велосипеде перевезти не получится". Все же борцам за климат надо быть более принципиальными и вообще отказаться от автомобилей.
Хотя бы Праздник песни оставят в покое
Климатически нейтральный Праздник песни слегка тянет на 6-ю палату или сектантскую тусовку. Но у Розитиса мнение другое: "Ничто не изменится, пока кто-то не начнет фанатичную борьбу за защиту природы. Если бы люди проявили сознательность, наверное, эти фанатичные дискуссии о природе, климате и отходах были бы уже не нужны".
А те фанатики, которые сидят на улицах и не пропускают общественный транспорт, или блаженные, обливающие краской картины старых мастеров, — они тоже борются за климатически нейтральный мир? "Мы не поддерживаем такие проявления, — объяснил Розитис, — но эти люди привлекают внимание. А мы стараемся разговаривать, искать решения".
"Мы живем проектами", — Розитис ответил на вопрос о том, кто финансирует латвийское отделение WWF. "Мы участвуем как в европейских, так и в латвийских проектах, ни один иностранный дядя нам денег не дает", — он продолжил. А Фонд Сороса (сейчас – Dots)? "Мы не имеем к этому никакого отношения", — утверждал Розитис.
Пока непонятно, что латышскому Празднику песни угрожает больше. С одной стороны, либеральные марксисты, которые заботятся, чтобы праздник был интернациональным и инклюзивным — как в голливудских фильмах уже не обойтись без хотя бы одного чернокожего и пары геев/лесбиянок или трансвеститов, так и на празднике песни нужен маленький прайдик с участием чернокожих. С другой стороны — сектантские борцы за климатическую нейтральность, которые верят, что люди могут остановить изменения климата, периодически происходящие на протяжении тысячелетий.
Может, обеим этим группам договориться и съездить в Индию и Китай, чтобы посмотреть, как эти страны загрязняют Мировой океан? Наши усилия по охоте за выброшенными пластиковыми стаканчиками или запрет на использование пластиковых соломинок будут похожи на детский лепет. Зато обе группы принципиальных, по крайней мере, оставят в покое наш Праздник песни.