РИГА, 4 июл — Sputnik. Латвийцам приходится все больше экономить даже на продуктах, инфляция все еще довольно высокая, заявила руководитель Центра содействия сельскохозяйственному рынку Ингуна Гулбе в интервью Латвийскому телевидению. Ситуация могла бы улучшиться, если бы конкуренция между торговцами была выше и если бы сократилась разница в уровне доходов населения.
Гулбе отметила, что в настоящее время цены на продукцию в одних категориях растут, в других падают, но в среднем инфляция все же высокая.
Например, цена подсолнечного масла на 47% ниже, чем год назад. Упали и цены на многие молочные продукты, например, на сливочное масло. А овощи нового урожая всегда стоили дороже, чем предыдущего сезона. Тем не менее в общем рост цен на продукты, по сравнению с прошлым годом, составляет почти 18%.
Эксперт также подчеркнула, что на цены в Латвии влияет мировой рынок, например цены на кофе и сахар на мировом рынке не снизились, они стабильны, а цены на зерно упали, поэтому немного подешевел и хлеб.
"Вопрос в том, является ли это максимальной скоростью, с которой могут падать цены, потому что все, кто хотят продать, смотрят – покупают ли по этой цене или нет. Если покупают, то зачем же снижать цены?" — риторически спросила Гулбе.
Оценивая разницу цен в странах Балтии, Гулбе отметила, что цены на многие овощи и фрукты, а также на рис, кофе, сахар и масло в Латвии выше, чем в соседних странах. Например, некоторые базовые продукты в магазине Rimi в Эстонии стоят в три раза меньше, чем в Латвии.
"Почему? А у нас разрыв в доходах людей больше. У многих выросла зарплата, но есть и другие люди, те, кто не могут купить даже самый дешевый рис. Тем не менее те, кто могут себе его позволить, покупают, и, возможно, поэтому цена не падает", — считает Гулбе.
Она подчеркнула, что покупательная способность не растет. "В денежном выражении реализовано столько же или даже больше продуктов питания, но объемы в килограммах или литрах меньше. Кошельки граждан уже не выдерживают таких покупок", — признала эксперт.
Причина скрывается и в отсутствии конкуренции в торговле. "У нас всего две большие сети — Maxima и Rimi. Lidl — это другой вид торговли. В Латвии нет реальной конкуренции, цены в этих двух сетях одинаковые, в других магазинах я даже не могу найти такой ассортимент", — пояснила Гулбе.
По ее словам, снижение цен должно быть более быстрым и масштабным, чем сейчас, но произойдет это из-за давления со стороны покупателей. Эксперт выразила надежду, что Латвия не дойдет до регулирования цен государством.
"У нас есть возможности что-то сделать методом кнута и пряника. Развивать конкуренцию, (..) или предоставить возможности небольшим магазинам, чтобы они создавали более серьезную конкуренцию", — обрисовала возможные сценарии Гулбе.
С другой стороны, эксперт призвала граждан не поддаваться на маркетинговые уловки и покупать самые дешевые продукты, ведь различий между ними не так уж много.
"Продукция ничем не отличается, она качественная. И неважно, какое молоко или сахар вы покупаете", — сказала Гулбе.