РИГА, 3 июл — Sputnik. Специалисты со всех регионов говорят, что ситуация в аграрном секторе в этом сезоне плохая или очень плохая. И зерновые, и рапс пострадали от недостатка влаги на всей территории Латвии. В результате злаки дают короткие колосья, у рапса мало побегов и мелкие соцветия. Но прогнозы пессимистичны не только у фермеров — беспокоятся и пчеловоды, ведь сбор будет меньше, мед густой и очень сухой.
Дождь уже не поможет
Айгарс Добуланс из крестьянского хозяйства Velmaraiši Стабурагской волости выращивает зерновые и рапс. О видах на урожай он высказался коротко: "Будет плохо". Дождей практически не было уже два месяца.
"Четыре раза по два миллиметра выпало, но вода даже не успела впитаться в землю – все испарилось. Озимые, которые должны желтеть перед уборкой, просто засыхают. Колосья будут маленькие, зерна – крошечные, это можно назвать фуражом, а не продовольственным зерном. Озимый рапс – "с Богом пополам", поэтому и масла из него будет меньше. Неурожай означает, что прошлогодние инвестиции в дорогие семена и минеральные удобрения не окупятся. Даже если бы сейчас начались дожди, посевам это уже не особенно помогло бы. Сложновато поднять мертвеца", — говорит Добуланс. К тому же сейчас дождь может заставить прорасти молодое зерно, и это еще больше снизит качество урожая, добавил он.
Аномально сухой мед
Даце Небедниеце, пчеловод из Бебрской волости, рассказала, что пчелы работают хорошо, понемногу приносят нектар в улей, - жаловаться нельзя, хотя растения сухие. "Думаю, меда будет меньше. В этом году я уже мед два раза выбрасывала – самый свежий очень густой, концентрированный". Из-за малого сбора пчелы в ульях не роятся. Дождя в хозяйстве Даце не было вообще. О липовом меде в этом году можно забыть, потому что деревья сбросили цветы из-за заморозков весной или засухи летом. Цветы виднеются лишь кое-где. Из-за засухи не будет и рапсового меда, а если засуха продолжится, не будет меда и с гречихи. Даце признала, что схожая история и у пчеловодов в Латгалии – урожай будет очень маленький. Она, проверяя мед, обнаружила, что его влажность составляет около 14%. В нормальных условиях нектар, который пчела берет с цветка, содержит около 75% воды, после созревания в улье — чуть ниже 20%. Теперь оказывается, что пчела уже берет с цветка готовый мед.
Тем не менее пчеловод пообещала, что, несмотря на экстремальные условия и небольшой урожай, цены на мед поднимать не будет – покупательная способность людей упала.
Она также заметила, что с началом пандемии было куплено значительно меньше меда, а общее количество покупателей сократилось вдвое по сравнению с допандемийным периодом.