РИГА, 23 июн — Sputnik. Расширение прав пограничников по недопущению беженцев на территорию Латвии чревато для Латвии последствиями на уровне ЕС, поскольку такая практика вызывает очень серьезные нарекания у европейских структур, заявил юрист, правозащитник Алексей Димитров, работающий в Европарламенте, в эфире Латвийского радио 4.
Комиссар по правам человека Совета Европы Дуня Миятович накануне голосования призвала депутатов Сейма эти поправки отклонить, так как они создают почву для легализации пушбэков и жестокого обращения с соискателями убежища на границе ЕС.
"По сути, такой закон на постоянной основе легализует те практики, которые были в период действия режима ЧС введены на границе с Беларусью. Это пушбэк — когда человек, который перешел границу в непредусмотренном месте, может без оформления каких-то документов и дополнительных формальностей быть возвращен обратно. Чем эта практика плоха? Тем, что даже в случаях, когда у человека может иметься право претендовать на убежище, его к этой системе предоставления убежища не допускают. Согласно международному праву, пушбэки запрещены", — сказал Димитров.
Принятые Сеймом поправки гласят, что пушбэк возможен — с оговоркой, что пограничник должен оценить конкретную ситуацию, говорит юрист. Но каким образом эта оценка происходит — неизвестно: в аннотации указано, что это "процесс недокументируемый".
"Соответственно, это вызвало нарекания и со стороны латвийского омбудсмена, который предлагал поправки. Были письма от Верховного комиссара ООН по делам беженцев, от комиссара Совета Европы по правам человека. Они все указывали на недопустимость таких практик, но тем не менее парламент такой закон принял.
Вероятно, следует ожидать реакции международных структур. В первую очередь, наверное, это Еврокомиссия. Потому что нормы, касающиеся убежища, в ЕС гармонизированы, есть ряд судебных решений, где говорится, что пушбэк является незаконным. Каким бы образом человек ни пересек границу — если он желает подать ходатайство об убежище, то ему должна быть дана такая возможность.
Так что посмотрим, что Еврокомиссия будет делать в этой связи".
Латвийские власти аргументируют свой правовой подход к ситуации с беженцами на восточной границе тем, что наплыв граждан третьих стран якобы намеренно инспирирован Минском, и потворствовать незаконному проникновению иностранцев на свою территорию Латвия не желает. Латвийская ситуация уникальна, поэтому такие жесткие меры оправданны, заявляли сторонники изменения закона.
"Я бы поспорил с тем, что обстоятельства Латвии настолько уникальны! (...) Что касается права на убежище — есть довольно много судебных решений, которые говорят, что это право не зависит от того, каким образом человек добрался до того государства, где он запросил убежища. То есть важна ситуация этого человека в той стране, откуда он бежит, а не то, каким образом он добирался. И естественно, что если у человека есть деньги — то он выбирает самый комфортный для себя способ, и да, в ряде случаев этот способ может быть нелегальным", — сказал юрист.
Согласно нормам международного права, предоставление убежища — "акт индивидуальный", поясняет правозащитник. Поэтому оценивать следует ситуацию каждого конкретного человека. И если его не допускают до системы предоставления убежища, то так и остается навсегда неизвестным, полагается ему убежище или нет.
Кризис 2015 года с наплывом беженцев в Европу показал, говорит Димитров, как ЕС солидарно помогает тем странам, которые не справляются с этим потоком новоприбывших. В случае Латвии тем порогом, когда можно было бы сказать — да, мы не справляемся, были бы 8—10 тысяч человек в год, прогнозирует специалист.
"В таких случаях Евросоюз предоставлял помощь и материальную (допустим, для размещения людей), и специалистами для того, чтобы проводить те же самые интервью с соискателями убежища.
Конечно, понятно, что в Латвии специалистов по региону Ближнего Востока, чтобы оценить в конкретном случае, насколько человек говорит правду, насколько у него есть право на убежище — не так много. Поэтому, безусловно, понадобилась бы помощь со стороны государств, где есть такие специалисты.
И в крайнем случае — опять же, как это работало с Италией и Грецией — Европейский суд принимал специальные решения о том, что некоторое количество таких соискателей убежища нужно переместить в другие страны ЕС и там уже разбираться с их ходатайствами (так называемая релокация). В принципе, будь это количество очень большим для стран Балтии, то можно было бы рассчитывать и на такую релокацию".
Сейм 22 июня принял в окончательном чтении поправки, устанавливающие более широкие права пограничников на предотвращение незаконного въезда в страну.
Законом предусмотрено, что в целях обеспечения выполнения своих функций пограничники препятствуют перемещению товаров через государственную границу вне пунктов пропуска. Поправки же устанавливают, что сотрудники службы также смогут предотвращать незаконное пересечение государственной границы физическими лицами.
В закон включена и новая норма, которая гласит, что пограничник имеет право отказать во въезде лицу, у которого нет "объективно обоснованных обстоятельств, касающихся немедленной необходимости въезда".
Кроме того, пограничник при исполнении теперь будет иметь право применять физическую силу, "специальные боевые приемы и специальные средства", а также использовать служебных собак "для предотвращения незаконного въезда лица в страну в непредвиденное для него место и время".