РИГА, 30 мая — Sputnik. Страны "первого мира" переживают беспрецедентный миграционный бум, доля родившихся за границей в их населении растет невиданными темпами, пишет The Economist. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Не так давно казалось, что многие богатые страны решительно отвергли массовую миграцию. В 2016 году британцы проголосовали за Брексит, а американцы — за Дональда Трампа, то есть в том числе за политику ограничения иммиграции. Политики от Австралии до Венгрии клялись разделаться с иммиграцией.
Потом границы на замок закрыл коронавирус. Миграция не только остановилась, но даже потекла вспять: люди потянулись домой. С 2019 по 2021 год население Кувейта и Сингапура, которые обычно принимают много мигрантов, сократилось на 4%. В 2021 году из Австралии впервые с 1940-х годов уехало больше людей, чем приехало.
Однако пандемия закончилась, и миграция возобновилась.
В прошлом году в Великобританию переехали 1,2 миллиона человек. Чистая миграция в Австралию сегодня вдвое выше, чем до пандемии коронавируса. Ожидается, что в США в этом году приедут почти 1,4 миллиона человек — на треть больше, чем до пандемии. В 2022 году чистая миграция в Канаду более чем вдвое превысила предыдущий рекорд. А в Германии она была даже выше, чем во время так называемого миграционного кризиса 2015 года.
Отчасти всплеск миграции связан с тем, что люди наверстывают упущенное: многие мигранты получили визы в 2020 или 2021 году, но въехать смогли лишь с отменой коронавирусного карантина.
Однако суммарное население стран "первого мира", родившееся за границей, перевалило за 100 миллионов, а приток мигрантов превышает докризисный — значит, происходит что-то еще.
Одна из причин роста миграции — природа экономики после пандемии. Безработица в странах Запада составляет всего 4,8%, работодателям отчаянно нужны кадры, а количество вакансий зашкаливает. Кроме того, с начала 2021 года средняя валюта развивающихся рынков обесценилась по отношению к доллару примерно на 4%. Это позволяет мигрантам отправлять домой денег больше, чем прежде.
Кроме того, многие правительства сами активно пытаются привлечь побольше людей.
У Канады есть четко обозначенная цель — принять в 2023—2025 годах 1,5 миллиона новых жителей. Германия и Индия недавно подписали соглашение, по которому в стране смогут работать и учиться больше индийцев. Австралия продлила разрешение на работу иностранным студентам по окончании учебы с двух до четырех лет. Великобритания приняла более 100 тысяч жителей Гонконга. Многие страны упростили въезд для украинцев.
Даже страны, еще недавно воспринимавшие миграцию в штыки, — например, Япония и Южная Корея — смилостивились по отношению к "чужакам", чтобы остановить неуклонное старение населения.
Экономики стран с большой миграцией в долгосрочной перспективе, как правило, выигрывают — иностранцы привозят с собой новые идеи. Эксперты подсчитали, что иммигранты в США создают фирмы на 80% чаще коренных американцев. Исследования показывают, что мигранты помогают налаживать торговые и инвестиционные связи между родиной и принимающей страной. Приток молодых работников увеличивает и налоговые поступления.
С другой стороны, иммиграция увеличивает спрос на товары и услуги, а это может повлечь за собой рост инфляции. По оценке банка Goldman Sachs, текущий годовой уровень чистой миграции в полмиллиона человек повышает арендную плату примерно на 5%. Дорогое жилье, в свою очередь, ускоряет рост потребительских цен. Спрос со стороны мигрантов также объясняет, почему, несмотря на высокие ставки по ипотечным кредитам, цены на жилье во многих богатых странах упали лишь незначительно.
В течение следующего года или около того миграция может несколько снизиться, однако ее уровень будет оставаться высоким. Кроме того, сегодняшняя миграция порождает завтрашнюю — вновь прибывшие постепенно перевозят на новую родину детей, супругов и родственников. И вскоре антииммигрантский разворот конца 2010-х покажется отклонением от нормы.