РИГА, 13 мая — Sputnik. Правда, глава государства так и не признал очевидный факт: у него просто нет шансов получить в Сейме 51 голос. Вместо этого он в своем заявлении спел старую песню о том, что в коалиции по вопросу президента случился раскол и это чревато тем, что президента могут избрать в парламенте "неправильными" голосами — а именно: голосами тех политических сил, которые, по словам Левитса, не являются латышскими и прозападными, пишет газета "Сегодня".
При этом Левитс, что уже, в принципе, стало традицией, не пояснил, что он вкладывает в понятие "латышские политические силы". Это приверженность сугубо этническим принципам? Или это четкое следование идеологии любимой партии Левитса — TB–Visu Latvijai!?
Вообще заявление Левитса изобиловало обвинениями и ярлыками. "Принимая во внимание назреваемую нынче де–факто коалицию с прокремлевскими или приближенными к олигархам политическими силами, я принял решение 31 мая в президентских выборах не участвовать", — в частности, говорится в заявлении президента.
"Он — подлец!"
О какой именно прокремлевской коалиции идет речь? Какие партии в Сейме являются прокремлевскими? И почему Левитс, если ему известно о попытке захвата власти в стране "прокремлевскими силами", до сих пор не проинформировал об этом компетентные органы? Где доказательства? Кстати, этот вопрос, причем явно не в дипломатической форме, задал в среду вечером в прямом эфире LTV1 лидер сеймовской фракции "Латвия на первом месте" Айнарс Шлесерс. "Он подлец — и лучше пусть уезжает из Латвии", — жестко отреагировал на высказывания президента Шлесерс.
Так или иначе, но Левитс решил сойти с дистанции и в своем заявлении призвал аналогичным же образом поступить и второго кандидата — Улдиса Пиленса, чтобы таким образом дать возможность правящей коалиции договориться о новом едином кандидате.
Было очевидно, что Левитс решил сойти с дистанции по двум причинам. Первая и главная — это не только отсутствие необходимой поддержки для избрания, но даже отсутствие шансов получить таковую в следующих раундах голосования 31 мая. То есть даже если бы Левитс и опередил во время первого голосования кандидата от "Прогрессивных", которого, кажется, готовы поддержать только сами "прогрессивные", то во время второго голосования он бы все равно не смог догнать, а тем более перегнать Пиленса.
Левитс создал ситуацию
Вторая причина — снимая свою кандидатуру, Левитс как бы помогает тому же "Новому Единству" попытаться провести на пост президента своего кандидата. Или договориться с партией Дзинтарса о некоем компромиссном кандидате.
Видимо, Левитс считает, что такой жест доброй воли с его стороны будет по достоинству оценен партией Кариньша и президент получит поддержку правительства и лично премьера для работы в должности председателя или хотя бы члена Международного трибунала в отношении России.
В любом случае — выход Левитса из президентской гонки создал совершенно новую политическую ситуацию.
Ринкевичс на вахте
"Новое Единство" не просто решило двигать своего кандидата, а уже оперативно приняло решение: правление партии единогласно поддержало выдвижение на пост президента 49–летнего рекордсмена на должности министра Эдгарса Ринкевичса. Да, Ринкевичс проработал министром уже одиннадцать с половиной лет подряд — такого не удавалось еще ни одному политику в новейшей истории Латвии. Причем все эти годы начиная с октября 2011–го и до сего дня Ринкевичс возглавляет Министерство иностранных дел.
Но возникает вопрос: а кто, кроме "Нового Единства", будет готов в Сейме поддержать Ринкевичса и на каких условиях? Даже если TB–Visu Latvijai!, дабы не ссориться с "Новым Единством", откажется от выдвижения своего кандидата и поддержит кандидатуру Ринкевичса, то это в сумме даст столько же голосов, сколько де–факто было бы и у Левитса — 39.
Понятно, что в первом раунде за Ринкевичса не проголосуют депутаты оппозиционной фракции "Прогрессивные", которые выдвинули своего кандидата — им стала беспартийная 41–летняя представитель новой волны латышской эмиграции Элина Пинто. Она сделала неплохую международную карьеру — магистр права и магистр в области прав человека, работала и в Организации экономического сотрудничества и развития, и в Еврокомиссии, и в Совете ЕС, и во внешнеполитической службе ЕС.
Сейчас Пинто трудится в представительстве Еврокомиссии в Люксембурге. Она замужем за гражданином Люксембурга португальского происхождения, в семье трое детей.
Главный недостаток этого кандидата — она абсолютно неизвестна даже в узких политических кругах, уже не говоря о широкой общественности. Рискнем предположить, что она уже сойдет с дистанции после первого раунда голосования, получив поддержку лишь депутатов фракции "Прогрессивные".
Не за горами смена премьера?
Что же касается Ринкевичса, то его шансы заметно возрастут, если "Новое Единство" сможет пообещать части оппозиции включение в новое правительство. Да, нынче реальность такова, что выборы президента непосредственно могут повлиять на расклад сил в исполнительной власти. Если тем же "зеленым крестьянам" пообещать включение в новую правящую коалицию, то они, вероятно, могли бы проголосовать за Ринкевичса. Если исходить из того, что главу МВД поддержат и тевземцы, то это уже в сумме дает 55 голосов.
Понятно, что просто формального изменения коалиции не будет — придется менять и премьера. В этом случае Кришьянис Кариньш уступит место главы правительства или своему однопартийцу, или кому–то из коалиционных партнеров, а сам будет готовиться к тому, чтобы возглавить список "Нового Единства" на грядущих выборах в Европарламент.
Все может быть
Если рассматривать все возможные варианты, теоретически нельзя исключить, что ни один кандидат 31 мая не наберет 51 голос и тогда через 10 дней состоится второй тур. В этом туре могут быть любые неожиданности — даже вдруг может появиться кандидатура Левитса, который в своем заявлении — внимание! — говорил лишь об отказе участвовать в выборах 31 мая.
Да, такой интриги на президентских выборах не было давно…