РИГА, 1 мая — Sputnik. Уже несколько больниц в Латвии заявили, что из-за недостатка финансирования с осени плановые услуги будут доступны только платно. Такой сценарий будет означать катастрофу для здравоохранения и приведет к множеству смертей, считает заведующий кафедрой общественного здоровья и эпидемиологии Рижского университета Страдыня (РСУ) профессор Гиртс Бригис.
Он подчеркнул, что здравоохранение остро нуждается в дополнительном финансировании, которое не следует связывать с какими-то мистическими реформами. Ведь главная проблема здравоохранения не в дезорганизации системы, а в банальной нехватке денег.
Ближайшие перспективы — несколько медучреждений уже заявили, что смогут с осени оказывать только платные плановые услуги — профессор называет катастрофой для пациентов. Особенно сильно, по его словам, это ударит по хроническим больным.
"Для латвийского общественного здравоохранения сценарий, согласно которому плановые услуги предоставляются только за плату, будет драматичным и приведет к большому количеству смертей", — считает Бригис.
Профессор признает: правительство Кришьяниса Кариньша находится в незавидном положении. Однако Бригис подчеркивает: решения, как расставить приоритеты, на что выделять деньги — и есть обязанность кабмина.
В сфере здравоохранения все острее ощущается и кадровый голод.
"Самые большие кадровые проблемы с медсестрами", — отметил профессор: "Долгие годы низкой заработной платы привели к тому, что медсестры оставили профессию. Есть пустые ставки, которые нельзя заполнить. В первую очередь это можно решить только за счет повышения заработной платы. В противном случае неизбежно, что сестры либо уедут за границу, либо уйдут в другие отрасли экономики. При этом следует подумать о балансировке нагрузки, чтобы персонал не выгорал", — считает Бригис.
Открытие латвийского рынка труда для медиков из третьих стран — не панацея. Дефицит тех же медсестер наблюдается не только в Латвии, но и в других европейских странах. "Риторический вопрос — из каких стран сестры были бы готовы приехать сюда работать за нашу зарплату? Если есть вакансии у скандинавов, то зачем ехать к нам? Мы не можем конкурировать в найме рабочей силы", — уверен профессор.
"В настоящее время мы находимся в ситуации, когда денежные ресурсы здравоохранения исчерпаны. Поэтому это уже не только дело министерства здравоохранения, это ответственность всего правительства. Дело не в реформах, у нас сейчас кризис в здравоохранении, который нужно решать немедленно, в ближайшие несколько недель", — убежден Гиртс Бригис.
Страхования здоровья: почему "американская мечта" Кариньша неосуществима
На фоне кризисной ситуации в здравоохранении все чаще говорят: выходом может быть введение обязательного медицинского страхования. Профессор Гиртс Бригис, оценивая эту идею, подчеркивает: сначала нужно понять, что подразумевается политиками под этим термином.
"Канадцы называют свою систему National Health Insurance. У нас уже есть такая система. А именно: страховщиком является государство и страховые деньги идут через государственный бюджет. Речь может идти об индивидуальном медицинском страховании, как и в случае с социальным страхованием. С точки зрения общественного здравоохранения индивидуальное медицинское страхование, в котором объем услуг определяется взносами, является недружественным по отношению к гражданам и несправедливым, — пояснил профессор. - Международные документы в области здравоохранения предусматривают, что в оплате медицинских услуг действует принцип солидарности — здоровые платят за больных, богатые за бедных. Равенство в доступе к услугам здравоохранения является универсальной ценностью прав человека, называемой всеобщим охватом населения услугами здравоохранения. Если бы мы пришли к системе, подобной, скажем, OCTA, то человек, родившийся с хроническим заболеванием, должен был бы платить за медицинскую страховку больше, чем человек с лучшими генами и лучшим здоровьем. Это было бы отходом от принципа равенства".
Гиртс Бригис также напоминает: США при президенте Бараке Обаме была проведена реформа здравоохранения, которая значительно ограничила медицинское страхование, основанное на оценке риска, что поставило больных и бедных в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и богатыми.
Профессор напомнил, что в период предвыборной кампании премьер-министр Кришьянис Кариньш стоял на позиции добровольного страхования здоровья — те, кто не платят налоги, сами оплачивают медицинские услуги. И это, по мнению Бригиса, означает отход от принципа обязательности.
"Я должен упомянуть свой личный опыт. У меня была возможность поговорить с господином Кариньшем еще при предыдущем правительстве. Кариньш подчеркнул, насколько хорошо такая система добровольного медицинского страхования работала в США в годы его юности и насколько она подходила бы для Латвии. Это абсолютно неправильно с точки зрения теории, в том числе и установок Всемирной организации здравоохранения. Кариньш живет ностальгическими воспоминаниями о своей юности, не понимая принципов экономики здравоохранения", — считает профессор.
Бригис считает, что если бы мечта Кариньша о добровольном медицинском страховании воплотилась в жизнь, это привело бы к "ухудшению общественного здоровья, которое шло бы рука об руку с ростом неравенства". Профессор полагает, что ряд групп общества в этом случае были бы лишены доступа к услугам здравоохранения.
Финансирование здравоохранение из госбюджета
Идею направлять определенный процент поступлений от налогов, уплаченных работниками, на сферу здравоохранения, Гиртс Бригис оценивает более позитивно.
"У нас уже была такая система, когда определенная часть подоходного налога с жителей направлялась на здравоохранение. В 2003 году от этого отказались. Тому было несколько причин, — вспоминает Бригис. - И то, что этих денег было недостаточно, и то, что любые целевые налоговые деньги фрагментируют бюджет, делая его менее гибким. Кроме того, в дополнение к целевым налоговым деньгам требовались дополнительные бюджетные средства".
Частично такая система все же в Латвии действует: 1% поступлений от обязательных взносов социального страхования идет на здравоохранение. Сейчас министр здравоохранения Лига Менгельсоне настаивает на то, что на медицину должны направляться в идеале 14% поступления от обязательных взносов социального страхования.
"В Эстонии большая часть финансирования здравоохранения поступает из бюджета социального страхования, — прокомментировал эту идею профессор. - Однако следует отметить, что социальное страхование в Эстонии имеет совершенно иные функции и другой набор услуг, чем в Латвии. Механизмы поиска дополнительного финансирования могут быть разными — это может быть как государственный бюджет, так и бюджет социального страхования. Но основная посылка остается прежней — денег, поступающих в систему здравоохранения, должно быть больше".
В то же время Бригис согласился с тем, что любое перераспределение налоговых поступлений — будь то подоходный налог с населения или же обязательные взносы социального страхования — происходит за чей-то счет. Иначе — неизбежно могут возникать проблемы в случае кризиса, например, если снова произойдет эпидемия условного условный COVID-19. "Гораздо гибче финансировать здравоохранение из государственного бюджета", — считает профессор.