РИГА, 28 апр — Sputnik. Одна из причин забастовки педагогов - неадекватная нагрузка в школах. Но что делать, если сами учителя соглашаются перерабатывать, потому что это единственный способ заработать? Этот вопрос представители сферы образования обсудили в эфире программы "ТЧК" на Rus.LSM.lv.
Педагогам следует начать заботиться о себе и не стоит соглашаться на чрезмерную нагрузку даже из соображений "гуманности" по отношению к ученикам, считает глава Латвийского профсоюза работников образования и науки (LIZDA) Инга Ванага.
"Кто же из родителей задумывается, что кто-то из педагогов крадет время у своей личной жизни, у своих детей, у своих близких, свое свободное время, потому что не хватает педагогов, и надо эти вакансии как-то закрывать?" — сказала Ванага.
В случае, если учителя перестанут брать чрезмерную нагрузку, тем самым экономя миллионы государству, все в стране почувствуют, что в школах не хватает педагогов.
"Если мы будем все время скрывать — учитель, директор, — что, мол, "нет-нет, у нас все в порядке, всех педагогов хватает", и пока мы будем сами молчать, они [в правительстве] не поймут", — отметила глава LIZDA.
Директор рижской 72-й средней школы Павел Пестов, со своей стороны, считает, каждый учитель вправе сам договариваться с руководством школы о той нагрузке, которую он готов или не готов взять.
"У меня точно так же среди 117 коллег есть люди, которые четко говорят, что хотят больше работать и хотят больше получать. (…) Человек принимает осознанное конкретное решение", — говорит он.
С другой стороны, некоторые учителя принципиально отказываются брать дополнительную нагрузку.
По мнению педагога рижской 34-й средней школы Карины Калерии Кострюковой, учителя принимают такие "осознанные" решения только из-за того, что зарплата за "нормальную" нагрузку не соответствует тому, чтобы он мог полноценно жить.
"То есть это, с одной стороны, осознанный выбор, а с другой стороны, это вынужденный выбор. Плюс это — стремительное выгорание, потому что эта нагрузка не соответствует нормальной человеческой нагрузке", — подчеркнула Кострюкова.
Профессиональному выгоранию способствует и то, что учителям зачастую приходится самим готовить учебные материалы из-за нехватки информации, отметила учитель латышского языка и литературы Агенскалнской государственной гимназии, экс-глава Комитета образования, культуры и спорта Рижской думы Ивета Ратиника.
"Я сейчас веду совсем новый курс — креативное письмо. Кажется, что это просто развлечение. Но материалов вообще нету. Просто немножко описаны идеи. И за творчество, извините, никто не платит", — сказала Ратиника.