РИГА, 24 апр — Sputnik. Следует признать, что прямой корреляции между выборами президента и стабильностью правительства нет. Конституция ЛР, как известно, не дает президенту никаких полномочий в отношении исполнительной власти.
"Если Пиленс сможет обеспечить себе 51 голос и это будет сделано главным образом за счет оппозиции, то, значит, дни правительства Кариньша сочтены. Иначе в этой сделке оппозиции с "Объединенным списком" нет политической логики", — так на днях заявил политолог Данс Титавс, который сам в свое время участвовал в формировании правительства Репше и пытался удержать именно этого премьера у власти.
Отметим, что Титавс — далеко не единственный из политических экспертов, которые рисуют именно такую картину: если Пиленс — президент, то Кариньш может собирать вещи и уходить.
Следует признать, что прямой корреляции между выборами президента и стабильностью правительства нет. Конституция ЛР, как известно, не дает президенту никаких полномочий в отношении исполнительной власти.
Глава государства не может ни снять премьера, ни инициировать голосование в Сейме по выражению недоверия премьеру, правительству или отдельным министрам. У президента есть эксклюзивная роль лишь на этапе утверждения нового кабмина — именно он вносит в Сейм кандидатуру на пост премьера.
На этом этапе президент может даже просить у кандидата в премьеры согласовать с ним претендентов на посты главы МИДа и Минобороны, и это логично, учитывая, что президент возглавляет совет по нацбезопасности и является верховным главнокомандующим. Но на этом прямое влияние президента на "кадровую политику" исполнительной власти заканчивается.
Без доверия работать сложно
Другое дело, что едва ли можно представить себе ситуацию, когда бы президент публично заявил, что он больше не доверяет главе правительства и глава правительства продолжал бы спокойно работать, словно ничего не случилось. Поэтому теоретически нельзя исключить, что Улдис Пиленс, у которого в чисто человеческом, психологическим плане не сложилось доверительных отношений с Кришьянисом Кариньшем, может после вступления в должность президента заявить, что "такой премьер Латвии не нужен". В обстановке "военного времени" премьер без взаимодействия с президентом — хотя бы на уровне совета по нацбезопасности — работать не может.
Вопрос в том, поступит ли Пиленс именно так? Рискнем предположить, что маловероятно.
Во-первых, мы же прекрасно понимаем, что весь торг в связи с президентскими выборами происходит негласно, в кулуарах. Едва ли Пиленс или его группа поддержки в лице "Объединенного списка" будет брать на себя перед оппозицией какие-то обязательства, тем более в письменной форме. Мол, вы голосуете за Пиленса, а потом он или мы начинаем разваливать правительство Кариньша изнутри, чтобы потом создать уже правительство с вашим участием. Зачем это "объединенным"? У них и так с влиянием на власть все в порядке.
И едва ли им при "зеленых" крестьянах и (или) "Латвии на первом месте" будет более комфортно, чем сейчас. К тому же в Латвии еще не было ситуации, чтобы все три главных поста в государстве — президента, премьера и спикера — находились в руках одной партии. Таким образом, едва ли "объединенные" на данном этапе и сами готовы поставить своего премьера.
Во-вторых, тому же Пиленсу в условиях, когда до сеймовских выборов еще очень далеко, даже политически выгодно, чтобы страной пока еще порулил Кариньш с командой "Нового Единства", чтобы уже избиратели до конца все поняли и прочувствовали и, возможно, прекратили бы снова и снова поддерживать именно эту политическую силу.
Кришьянис и Улдис — почти антиподы
Если быть объективными, то для Кариньша действительно Пиленс на посту президента — это самый неблагоприятный вариант. Но не столько потому, что Кариньш боится потерять премьерскую должность, а потому, что такого комфорта во всех отношениях, как при Левитсе, у нынешнего премьера и близко не будет. Стоит напомнить, что Левитса с Кариньшем связывает не только настоящее, но и прошлое — нынешний президент был учителем Кариньша еще в Мюнстерской гимназии, они оба значительную часть жизни провели в латышской западной эмиграции и, что называется, чувствуют друг друга.
В этом смысле Кариньша с Пиленсом ничего не связывает — ни прошлое, ни настоящее, ни наверняка будущее. Пиленс — все-таки местный латыш, предприниматель из 1990-х, один из основателей вместе со Шкеле Народной партии. У Пиленса совершенно иное представление о том, как должна работать экономика, как следует проводить ее трансформацию. И, став президентом, он наверняка будет пытаться навязывать Кариньшу свою модель работы правительства, прежде всего — в народном хозяйстве. Зачем это Кариньшу?
Вот почему глава правительства публично возложил на себя обязанность уговорить партнеров по коалиции договориться о едином кандидате в президенты. Что в переводе означает: недопустить даже попытки избрания Пиленса президентом.
Впрочем, можно во многом заподозрить Кариньша, но только не в отсутствии политического опыта и наивности. Вряд ли Кариньш реально думает, что он может совершить два чуда сразу — и заставить "объединенных" отказаться от Пиленса, и уговорить их проголосовать за Левитса. Ну разве только при условии, что сам Кариньш в качестве компенсации отдаст премьерский пост "объединенным".
Нас ждут удивительные события
В реальности в ближайшее время мы увидим, говоря словами премьера, "удивительные события". Скорее всего, удивительным будет то, что Кариньш предложит партнерам классический ход в политике — принцип "чистого стола". То есть убираются оба противоречивых кандидата — Пиленс и Левитс — и появляется третий, независимый кандидат, о поддержке которого теоретически партнеры могут договориться.
Роль третьего могут сыграть и уже называвшиеся в кулуарах международные чиновники в лице замгенсека НАТО Байбы Браже или руководителя информационного центра НАТО Яниса Сартса, или, например, бывшего посла Латвии в Москве Мариса Риекстиньша, или президента Академии наук Иварса Калвиньша…
Но очевидно одно: слухи о скорой смерти правительства Кариньша ну очень сильно преувеличены.