РИГА, 28 мар — Sputnik. Согласно данным ЦСУ за прошлый год, в 2022-м собраны рекордные урожаи зерновых: пшеницы, рапса, ржи. С каждым годом площади под зерновые все увеличиваются, потому растут и урожаи. В прошлом году зерновых собрано 3,2 миллиона тонн – на 8,3% больше, чем годом ранее, пишет Press.lv.
Рядовому потребителю интересно будет узнать о том, что увеличились урожаи не только традиционных для Латвии зерновых культур — пшеницы, рапса, ржи, но и гречихи. Причем площади под эту культуру выросли на 45,6%. Еще больше увеличился за год и урожай – на 76,2%!
Как это отразилось на ценниках на торговых полках? А никак! Точнее, цены на гречку в Латвии только растут, и уже ниже 4 евро за килограмм ее сложно найти.
Нередко на вопрос, почему у нас на те или иные продукты высокие цены, производители говорят: "Мы зависим от мирового рынка, биржевой цены". Но с гречкой тут явно что–то не так. Эту культуру в Западной Европе практически не едят – в основном в странах бывшего Союза. Когда–то гречка в Латвию поступала из России и с Украины. Сейчас кое–что идет из Литвы, но в основном Латвия в состоянии сама себя обеспечить. И, как видим, потребитель от такого расклада не выиграл. Выиграл производитель. На этом примере хорошо видно, что будет, если Латвия начнет вытеснять конкурентов импортной сельхозпродукции, к чему настойчиво призывают местные производители...
Невыгодные культуры
Шокируют данные ЦСУ по овощеводству. В разы уменьшились и площади, и урожаи овощей, собранные в открытом грунте – на поле. Падение по всем позициям – капуста, репчатый лук, свекла, морковь.
Особенно удручает динамика по картофелю. И не только за минувший год. За 12 лет площади под картофель сократились вдвое – с 30 100 гектаров до 14 900! Стоит ли удивляться, что еще задолго до весны в торговых сетях появляется импортная картошка? И, судя по динамике падения производства картофеля, дальше будет только хуже...
Сами сельчане сокращение производства овощей объясняют несколькими причинами. Снижение НДС на местные овощи с 21 до 5% ничего им не дало; не хватает рабочих рук; падает покупательная способность населения; торговые сети отдают предпочтение импортной продукции. Мол, не понравилась какая–то местная морковь – всю партию бракуют, а импортную же не повезешь назад. Потому, дескать, торговцев волнует, как первым делом продать импорт.
Хотя есть еще один аргумент, который действительно можно понять: в Латвии невыгодно заниматься овощеводством. В отличие от зерноводства...
От сахарной свеклы — к зерну
Что ж, сегодня зерноводство – самая прибыльная ниша в латвийском сельском хозяйстве. Предприниматель, живущий в Латгалии и отлично разбирающийся в сельском хозяйстве, сказал автору, что сельчане, занимающиеся зерном и имеющие сотни гектаров, сегодня в Латвии "в шоколаде". Об этом свидетельствуют не только их особняки, машины. Недавно ему срочно нужно было продать недвижимость – речь шла о сумме в миллионы. Покупатель нашелся как раз среди тех, кто занимается зерном.
Еще в 1990–е самой прибыльной нишей в сельском хозяйстве страны считалась сахарная свекла. Так было со времен довоенной Латвии и Советского Союза. Сахарная свекла обеспечивала работой не только самих земледельцев, но и три больших сахарных завода в разных городах: Елгаве, Лиепае, Екабпилсе.
Однако в начале 2000–х в страну повадились европейские визитеры с предложениями перестроить сахарную отрасль. Или продать им предприятия, или закрыть. В последнем случае обещали субсидии крестьянам, руководству фабрик.
Как поступили литовцы? Фабрику продали иностранцам, она и сегодня работает. Наши захотели быстрых денег – и крестьяне, и производственники. Предприятия прихлопнули, компенсации получили. Чем это обернулось в масштабах страны — сегодня хорошо видно. Сахарных производств, которые вели историю с царских и довоенных времен, латвийцы лишились. Не стало местного сахара, а импортный, который обещали "по лимонадной цене", с каждым годом, а порой и месяцем стоит все дороже.
Потеряли работу тысячи людей из провинции. Закрылись и смежные производства – например завод по производству дрожжей в Риге, и теперь Латвия вынуждена дрожжи импортировать. Как это связано с сахарной свеклой? Напрямую. Часть свеклы шла и на производство дрожжей. А еще какая–то часть – в корм коровам. И тут пришлось искать выход из положения.
Сельчанам, выращивающим сахарную свеклу, чиновники обещали, что они смогут переориентироваться на другое – например, на зерно. Так и вышло. Правда, с небольшим количеством земледельцев. Ведь нужно было брать кредиты, закупать новую дорогую технику… Единицам это удалось. И они, как говорит знакомый из Латгалии, сегодня действительно "в шоколаде". А подавляющая часть жителей страны в результате всех этих метаморфоз осталась в проигрыше. И сельчане, и горожане...
Даешь солнечные панели!
Один сельхозпроизводитель недавно сказал, что наступит время, когда в Латвии вообще ничего не будут выращивать. Если правительство будет и дальше давать добро на использование сельхозземель для установки гигантских солнечных панелей.
Кстати, по его словам, сельчан, которые еще что–то выращивают для рынка, ждут более тяжелые времена. По той причине, что прекратилась закупка дешевых удобрений из Беларуси. А западные – в разы дороже. Поэтому себестоимость продукции будет только расти. И отразится это на всех покупателях...
Что ж, если вам нравится стрелять себе в ноги — продолжайте!
"Наказание" соседей
Сокращение площадей под картофель эксперты объясняют рядом причин: в стране год от года уменьшается число жителей, а молодежь меньше ест картошку. Уменьшились и возможности экспорта. До санкций местных овощеводов часто выручала Россия. Туда отправляли и картошку, и кочанную капусту. Сегодня о российском экспорте нужно забыть, а на других рынках и собственной картошки хватает. Не полякам же предлагать, которые кого угодно завалят овощами.
Вот так, надувая щеки, страна "наказывает Россию". Вначале тем, что позакрывала часть рыбоконсервных заводов, потом – сокращением молочного производства и уменьшением фермерских хозяйств, ростом цен на газ, энергоносители, превращением грузоперевозок на железной дороге в убыточную отрасль и увольнением железнодорожников… То ли еще будет!
Дурят нашего брата
Когда на упаковке пишут не литр, а килограмм, вероятно, это делается с целью замаскировать тот факт, что продукта в упаковке стало меньше, чем было раньше.
Литр молока больше, чем килограмм этого продукта, в среднем на 3%. Это связано со средней плотностью молока, которая зависит от жирности. Об этом знают далеко не все, поэтому такие хитрости для экономии сырья могут применяться и при производстве других молочных продуктов.
Большинство покупателей вряд ли обратят внимание на такую тонкость: человек видит цифру 1, а что за ней — может не заметить. Вероятно, на это и расчет. А из маленьких процентиков складывается большой барыш...